Нужно ли распечатывать электронный полис ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли распечатывать электронный полис ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возможность получения электронного ОСАГО (е-ОСАГО) значительно упростила процедуру оформления страховки. Что это такое? Процедура оформления электронной автогражданки подразумевает заключение договора со страховщиком и получение страховки через интернет. Такое нововведение было реализовано благодаря внедрению единой базы РСА (Российского союза автостраховщиков). В 2017 году все автовладельцы имеют право не только продлевать договорные отношения со своим страховщиком в режиме онлайн, а и оформлять ОСАГО впервые.

Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

Штраф за отсутствие ОСАГО

Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?

Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.

Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.

Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.

Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:

  • просроченный полис;
  • езда без полиса обязательного страхования;
  • водитель не вписан в действующий полис.

Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.

Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет

По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.

Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.

Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.

Хитрость с переписыванием договора купли-продажи

Чтобы не платить штрафы, некоторые автовладельцы каждый раз переписывают ДКП. Указывают в нем новую дату покупки и дальше ездят. Во время остановки нарядом ДПС показывают свежий договор, по которому 10-дневный срок еще не закончился.

Есть ли в этом нарушение закона? Автомобиль куплен, и право владения им перешло к другому хозяину. Но такое переписывание документа может расцениваться, как подделка документа и использование его в корыстных целях.

Будет все законно, если вы сделку купли-продажи будете совершать и расторгать вместе с продавцом. По истечении 10 суток расторгаете ДКП, а потом оформляете новый договор и продолжаете эксплуатировать автомобиль на законных основаниях. При этом нельзя забывать вносить изменения в ПТС.

Читайте также:  Как военнослужащему взять отпуск по личным обстоятельствам

Но вряд ли на такие действия согласится продавец. На это уходит время, да и штрафы с налогом будут по-прежнему поступать на адрес прошлого хозяина машины. Поэтому чаще всего покупатели не обращаются за помощью продавца, а просто обновляют договор на свой страх и риск.

Обязательно ли показывать распечатку?

Итак, мы рассмотрели, как предъявлять ГИБДД полис ОСАГО в электронном виде и обязательно ли показывать его на бумаге. Давайте подведем итоги:

  1. Вы не обязаны показывать страховку на бумажном носителе, но в этом случае должны предъявить электронную копию на экране гаджета;
  2. Сотрудники ГИБДД, как уполномоченные лица, проверяют электронные страховки на автомобиль через базу данных страховых договоров РСА. Поэтому, если техника подвела, можете попросить инспектора выполнить запрос;
  3. Если с вашим полисом все окажется в порядке, штрафа за непредъявление не будет. В противном случае, размер санкции – 500 рублей (за первичное нарушение по данному пункту).

Ну что же, теперь вы знаете, как гаишники проверяют электронный полис ОСАГО, причем все указанные сведения подкреплены законодательно. Однако, как заявила РСА, водителей, все же, просят, возить распечатку. Сегодня — это самый быстрый и привычный способ проверки документов, не зависящий от несовершенства существующей электронной системы.

По-видимому, так нам мягко намекают на, периодически, случающиеся «зависания», сбои и прочие проблемы с цифровыми базами данных.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2022 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, а потом ещё раз. И на сегодняшний день эту обязанность вовсе вывели в отдельный пункт ПДД 2.1.1(1), который официально звучит следующим образом:

Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге либо электронный документ.

При этом, что такое электронный документ, в действующей редакции ПДД не уточнили. Однако, на практике 2022 года сотрудникам ГИБДД достаточно показать файл PDF, который вам прислали в ответ на заявление на заключение договора ОСАГО. Именно файл PDF, а не его фотографию или скриншот в виде картинки – хотя, последнее также не запрещается.

Нужно ли возить с собой бумажный дубликат

Изначально закон строго требовал возить с собой оригинал полиса, что еси оформления Е-ОСАГО было невозможно. Первые разъяснения ГИБДД предоставили автомобилистам свободу выбора: они могли распечатать его и показать на экране мобильного устройства или просто заявить о наличии страховки. Письмо ГУОБДД МВД от 03.07.2015 г. № 13/12-у-4440 всю ответственность по проверке информации перекладывало на гаишников.

Однако не все посты ГИБДД оснащены техническими средствами, позволяющими проверить факт заключения договора в режиме реального времени. В связи с этим были внесены изменения в Федеральный Закон № 40 и п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, которые точно определяли, нужно ли иметь при себе полис ОСАГО (ФЗ № 214 от 23.06.2016 г., Постановление Правительства № 1414 от 24.11.2018 г.). Кроме того, Банк России уточнил в разъяснениях от 3 января 2017 года, что документ необходимо распечатать и предъявлять копию по требованию автоинспекторов.

Судебная практика также свидетельствует об этом. Например, в деле № 72-798/2018 от 18.07.2018 г. законность наложения штрафа в размере 500 рублей подтверждена судом первой инстанции и апелляционным судом Свердловской области. Ответчик не знал, обязан ли водитель предъявлять гаишнику распечатанный страховой полис, поэтому показал скачанный файл на экране смартфона.

С 2017 года у каждого автовладельца есть возможность оформить полис обязательного автострахования не выходя из дома. Сделать это можно на сайте любой страховой компании. По закону страховщики обязаны продавать электронные варианты, но на практике не всегда можно получить эту услугу.

Если автовладелец все же воспользовался своим законным правом и купил онлайн ОСАГО, то ему делать при остановке ГИБДД? Ведь у автоинспектора есть все законные основания требовать у водителя документ в бумажном виде.

Читайте также:  Разворот через двойную сплошную

Ключ к решению этой дилеммы кроется в статье 32 Федерального Закона «Об ОСАГО». В ней сказано, что при оформлении страховки в онлайн виде и в случае остановки автомобиля инспектором водитель обязан предъявить распечатанный вариант полиса. Онлайн версия всегда отправляется на адрес имейл, указанный при оформлении ОСАГО.

Каждый водитель обязан предъявить распечатанный документ при остановке инспектором полиции.

До внесения соответствующих поправок в закон предоставление бумажной версии страховки носило только рекомендательный характер, а инспекторы получали устные распоряжения пробивать наличие действующих полисов по базе данных. Но теперь вопрос более-менее решен. Любой автовладелец, оформивший ОСАГО через интернет, может его распечатать и возить с собой.

Подводя итог: следует всегда иметь при себе страховой документ, чтобы избежать обоснованных претензий и ненужных штрафов. Истребование документа инспекторами обосновано и полностью законно. Кроме того, за непредставление ОСАГО может быть наложен штраф.

Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО

До того момента, пока не ввели электронные полисы, любой шофёр должен был брать с собой страховку, размером с лист форматом «А4», заверенный СК. После предъявления страховки, инспектор ГИБДД проверяет страховку на предмет её подлинности, сверяясь с информацией ВУ.

Внимание! На сегодняшний день, все россияне, сидящие за рулём, обязаны обладать распечаткой электронного полиса, чтобы по указанию автоинспектора продемонстрировать его. Если полиса нет (или истёк срок), гаишник выписывает штрафное наказание.

«На заре» создания сервисов, процедура получения/пользования электронными полисами была сопряжена с массой проблем. К примеру, некоторые СК на своих сайтах предлагали купить ОСАГО, но, при этом, сервисы работали с большими зависаниями. Многие СК осознанно создавали подобные препятствия во внедрении электронных продаж ОСАГО по причине того, что при онлайн — оформлении нет возможности продать хозяину ТС страховку, с увеличенным набором доп. услуг.

Статья по теме: Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного и какой из них дешевле

Сегодня ведётся активная борьба с мошенничеством в сфере онлайн — страхования. Основные проблемы пользования Е-ОСАГО уже благополучно решены.

Такой полис имеет множество плюсов:

  • не имеет комиссионного сбора при оформлении;
  • оформляется доступно, оперативно;
  • легко печатается.

Оформлять электронный полис особенно удобно людям, проживающим на значительных расстояниях от офисов СК: достаточно всего лишь заглянуть на «территорию» сайта страховщика, отправив требуемую информацию. При оформлении Е-ОСАГО, накопленный ранее коэффициент бонус-малус никуда не девается.

Единственная сложность электронного страхования заключается в том, что отсутствует возможность внесения корректировок в страховой договор. Посредством интернета невозможно добавить/исключить шофёров, изменить паспортные данные: для этого придётся идти в офис СК. Но, есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.

Водитель не передаёт страховой полис: какие действия последуют со стороны автоинспектора

Оформленная по всем правилам страховка не освобождает от обязательства брать её с собой при управлении ТС. Перед отправлением в путь, все шофёры должны контролировать факт наличия комплекта базовых документов, включающих: бумаги на машину, на человека за рулём, страховой договор.

Пренебрежение данным требованием влечёт за собой административное наказание, включающее составление протокола о факте правонарушения (п. 2, ст. № 12.3 КоАП). В наши дни, гаишники не могут применять такие карательные меры, как: эвакуация ТС на территорию штрафстоянки, отвинчивание номерных знаков.

Внимание! Единственным методом порицания является штрафная санкция, суммой 500 руб. Если страховка отсутствует впервые, сотрудник ГАИ может ограничиться лишь предупреждением в устной форме.

Нередко в результате проверки обнаруживается, что за рулём автомобиля находится гражданин, не указанный в полисе.

В этой ситуации гаишник может назначить выплату штрафа сразу обоим фигурантам, шофёру и хозяину машины:

  • за факт предоставления машины стороннему гражданину, у которого нет на это оснований – владельцу ТС.
  • за факт отсутствия необходимых страховых бумаг – лицу, управляющему авто.

Обязательное страхование уже много лет является обязательным элементом базового пакета документов: его надлежит иметь на руках каждому российскому автомобилисту. Оформление онлайн страхования может избавить от повинности распечатывания/хранения копии Е-ОСАГО на бумаге.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Обязан ли водитель предъявлять карту техосмотра сотруднику ДПС

Несмотря на изменение требований, прохождение технического осмотра по-прежнему является необходимым и обязательным условием для законной эксплуатации транспортных средств. Без этого можно за руль не садиться. А вот нужно ли предъявлять диагностическую карту сотруднику ДПС? Возить постоянно с собой документ о прохождении в автосервисе процедуры диагностики больше не нужно. По закону никто не может обязать автовладельца это делать. Теперь сотрудники ГИБДД лишены полномочий требовать документ и прохождении ТО. За его отсутствие не предусмотрена административная ответственность. Если инспекторы ГИБДД станут утверждать, что документ о прохождении техобслуживания должен быть при себе и угрожать штрафом, то их действия будут считаться неправомерными.

Согласно 1 пункту статьи 4 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» все автовладельцы обязаны заключать договор страхования ОСАГО. В ином случае автомобиль не допускается к движению на дорогах общего пользования. В то же время пункт 2.1.1 статьи 2 Правил дорожного движения установил, что при движении на транспортном средстве водитель обязан иметь при себе и передавать инспекторам ГИБДД по первому требованию, в том числе и страховой полис ОСАГО. Однако у сотрудника ГИБДД должны быть достаточные основания для того, чтобы иметь возможность проверить документы водителя. Пункт 106 Административного регламента ГИБДД определил, что в число таких оснований входит:

  • Зафиксированное нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок по транспортному средству;
  • Проведение акций и специальных операций, направленных на предупреждение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП;
  • Нарушение водителем требований обеспечения должного уровня безопасности на дороге (излишняя тонировка стекол, «игра в шашки» и т.д.).

Кроме того, пунктом 84.13 Административного регламента отдельно оговорено, что инспектор ГИБДД имеет полное право остановить транспортное средство с целью проверки документов водителя на право управления ТС и документов на сам автомобиль. На практике это означает, что при желании инспектор ГИБДД всегда может найти причину для проверки документов водителя и тот не вправе будет ему отказать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *