Типы монополистических объединений:
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типы монополистических объединений:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первые монополисты в России появились с благословения и при полной поддержке правящей верхушки. Но со временем руководство монополий стало перегибать палку, диктуя условия власти. И в 1908 году правительством было принято решение урегулировать деятельность союзов, взяв за основу все тот же акт Шермана. Увы, противодействие со стороны ассоциации предпринимателей оказалось слишком сильным, и инициатива провалилась. А дальше грянула Первая мировая война, Октябрьская революция, и эти проблемы оказались куда серьезней, чем создание антимонопольного законодательства.
Типы монополистических объединений фирм
-
синдикаты
-
картели
-
пулы
-
тресты
-
концерны
-
финансовые группы
-
промышленные холдинги
Сравнительная характеристика типов монополистических объединений фирм.
Типы объединений |
Цели объединений |
Характер отношений между участниками |
Степень самостоятельности , входящих фирм |
1 |
2 |
3 |
4 |
КАРТЕЛЬ |
Достижение сокращения о регулировании цен, производства, сбыта и т. п. |
Договорной |
Сохранение права собственности участников на своих предприятиях. Хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность. |
СИНДИКАТ |
Соглашение о сбыте продукции его участников. |
Договорной , создание в некоторых случаях совместного сбытового органа |
Сохранение юридической , коммерческой самостоятельности. |
ТРЕСТ |
Создание единого производственного комплекса. |
Производственное сотрудничество |
Потеря хозяйственной и юридической самостоятельности. Подчинение одной головной компании, осуществляющее единое руководство всем производственным комплексом. |
КОНЦЕРН |
Создание объединения производственного характера, в которое будет входить предприятия разных отраслей. |
Система учас-тий, патентно-лицензионное отношения, производственное сотрудничество . |
Сохранение юр.лица, но деятельности подчинена головной компании |
ПУЛ |
С целью получения прибыли. |
Отношения носят временной характер. |
При достижение целей объединение распадается. |
Характерные черты монополии
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
-
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
-
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
-
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
-
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
-
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
- Картель — союз хозяйствующих субъектов, занятых в одной отрасли экономики. Участники связаны соглашениями, однако обладают полной коммерческой самостоятельностью и сохраняют право собственности на средства производства и конечный продукт.
- Синдикат — монопольное образование, участники которого представляют определенную отрасль промышленности. Предприятия, входящие в синдикат, имеют производственную самостоятельность, но отказываются от коммерческой. За ними сохраняется право собственности на средства производства, но произведенным продуктом распоряжается синдикат.
- Трест — монопольный союз нескольких предприятий, занятых в разных отраслях экономики. Вхождение в трест предусматривает потерю права собственности на конечный продукт и средства производства.
- Концерн — объединение десятков или сотен предприятий, занятых в различных отраслях экономики. При вхождении в концерн участники теряют самостоятельность и контроль над конечным продуктом и средствами производства. Управление концерном осуществляет головная компания, которая контролирует каждого участника.
- Конгломерат — монополистическое объединение, образованное за счет поглощения разнообразных предприятий, не имеющих производственного и технического единства.
- Финансовая группа — союз, возглавляемый банковским учреждением, которое распоряжается финансами членов группы, управляет ими и координирует их деятельность.
Зарождение антимонопольного законодательства в России
Позже правительство СССР создаст собственную монополию. Ее имя – командная экономика. Придет время Госснаба, Госплана, Госкомцен. О самой возможности конкуренции страна забудет на долгие десятилетия, вплоть до 1990 года, когда правительство утвердит действительно революционный закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». А в поддержку бизнеса будет создан Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики.
Экономические монополии
Их возникновение обусловлено, в свою очередь, экономическим фактором. Некоторые эксперты отождествляют термины «экономическая» и «естественная монополия», другие считают, что первое явление — более емкое в сравнении со вторым. Разность в подходах экспертов может объясняться тем, что рассматриваемые нами виды монополий, их классификация не имеют общепринятых в экономической науке отличительных признаков.
Эксперты, считающие, что естественную монополию правомерно считать всего лишь одним из подвидов экономической, полагают, что последняя может характеризоваться не столько невозможностью ведения деятельности мелкими игроками рынка, сколько тем, что компания, ставшая монополистом, попросту переигрывает остальных в силу эффективности собственной бизнес-модели. То есть если при естественной монополии быть малой фирмой нерентабельно, то при одной из форм экономической — рентабельно, при условии соответствующей конкурентной проработки системы менеджмента, управления предприятием, достижении нужного уровня качества товара.
Монополия – это сложившаяся на рынке ситуация, при которой в определённой нише присутствует только один продавец. К примеру, если в городе только одна пекарня, поставляющая хлеб во все магазины – это монополия. Главная опасность такой ситуации заключается в том, что компания полностью контролирует цены, а из-за отсутствия конкуренции она может меньше внимания уделять качеству.
Термин «монополия» образован от древнегреческих слов μόνος (монос – один) и πωλέω (полео – продаю).
Возможны разные варианты употребления слова «монополия». Им можно называть ситуацию, сложившуюся в определённой рыночной нише, модель экономики, модель рынка, саму компанию, занимающую монопольное положение, а также исключительное право компании на производство определённого продукта (например, из-за патентных ограничений или протекционизма со стороны государства).
Если компания занимает монопольное положение, это подразумевает, что у неё нет конкурентов либо их доля на рынке пренебрежительно мала. Это позволяет компании диктовать условия потребителям и устанавливать свои правила на рынке.
Монополистическая конкуренция
Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.
Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».
К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.
Особенности или черты монополистической конкуренции:
- количество продавцов: большое;
- размер фирм: маленький или средний;
- количество покупателей: большое;
- товар: дифференцированный;
- контроль над ценой: ограниченный;
- доступ к рыночной информации: свободный;
- барьеры для входа в отрасль: низкие;
- методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.
Данная компания осуществляет производство и реализацию операционной системы iOS, а также производит персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и аудиоплееры. За всю историю Apple (ведущую свой отсчет с 1976 года) компанией было выпущено более миллиарда акций, а в 2011 году организация стала мировым лидером по рыночной капитализации, которая превысила в 2012 году совокупную стоимость Microsoft и Google. В 2018 году Apple стала первой компанией США с капитализацией, превысившей $1,044 трлн. Тогда организация получила титул самой дорогой публичной компании за всю историю. В разные годы Apple поглотила несколько компаний в сфере информационных технологий, в том числе NeXT, P.A. Semi, Quattro Wireless, Siri, Anobit Technologies, Beats Electronics и пр.
В конце 19-го в. многовековое развитие рынка претерпело существенные изменения. И связаны они были с реальной угрозой развития конкуренции. Однако на пути такого необходимого рыночного атрибута возникло существенное препятствие, которым являлись различные организационные формы монополий.
История подобных экономических образований началась еще в глубокой древности. Различные формы монополий и их эволюция сопровождали практически все этапы развития рыночных отношений. Однако их новейшая история началась лишь в последней трети 19-го в., особенно проявившись в период кризиса 1873 г.
Административная монополия
Порой та или иная организация начинает занимать доминирующее положение на рынке благодаря определенным действиям государственных органов. Такая монополия является административной. Предпосылкой ее возникновения является предоставление государством исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности. Причем такие структуры, как правило, состоят из государственных предприятий, находящихся в подчинении различных ассоциаций, министерств и главков.
В административную монополию входит целая группа хозяйствующих субъектов одной отрасли, выступающая на рынке как единое целое. Подобные образования были доминирующими в бывшем СССР.
На практике выделяют следующие формы монополий:
- Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
- Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
- Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Причины появления естественных монополий:
- уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.
- технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме. Например, монополист Байконура – РК (Республика Казахстан).
В зависимости от характера и причин возникновения
- Искусственная – результат сговора или слияния фирм (см. таблицу ниже).
- Естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства ( железные дороги, система водоснабжения ит.д.).
Причины появления естественных монополий:
- уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.
- технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК ( Республика Казахстан).
Сферы естественных монополий
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов
- Транспортировка газа
- Эксплуатация железнодорожных магистралей.
- Услуги портов и аэропортов
- Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий
- Услуги водохозяйственной и канализационных систем
- Услуги почтовой связи и др.
- Случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции
По степени защищённости государством
- Закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством. Сюда относятся :
- Государственные монополии, то есть искусственные. Созданы государством для удовлетворения общественных интересов.
- Естественные- при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации.При такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно .
- Открытые ( временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции
По форме собственности
- Частная
- Государственная
По территориальному признаку
- Местная
- Региональная
- Национальная
- Экстерриториальная
Признаки чистой монополии
- единственный продавец (монополист)
- реализующийся товар уникален (нет аналогов)
- полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом
- наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические)