МВД предложило штрафовать за езду на летней резине зимой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МВД предложило штрафовать за езду на летней резине зимой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
Есть некоторые термины, которые знают все автовладельцы, к примеру:
- протектор (в переводе с латыни «Защитник») – это технический элемент шины, уберегающий её от проколов и дающий лучшее сцепление с дорогой;
- покрышка – «обувь» автомобиля, то есть шина. Толстый круг из особых резиновых масс и ткани, надеваемый на камеру;
- штраф – взыскание денежных средств за совершенное нарушение;
- предупреждение – это административная профилактика, цель которой избежать появления опасного положение на дороге вновь;
- КоАП РФ (кодекс об административных преступлениях) – правовой документ, регулирующий условия привлечения к наказанию по делам неуголовного характера.
Неправильно обутая машина — и штраф за резину неизбежен
Существуют автомобильные покрышки, предназначенные для зимы и лета, а также всесезонные. Но не всегда понятно, когда и какие использовать, чтобы не стать нарушителем. Вопрос о резине для авто частично регулируется «Техническим регламентом таможенного союза». Но и он проясняет ситуацию не до конца.
Правильные покрышки для авто – один из факторов безопасности. Нормативы использования в разные сезоны есть в Приложении 8 «Технического регламента Таможенного союза».
В соответствии с ним нельзя ездить на автомобиле с зимней резиной в летний период (с июня по август). Причем речь идет только о шипованных покрышках, способных повредить дорожное полотно в жару.
Если на резине нет этих выступов, но она является зимней, с ней закон разрешает эксплуатировать ТС и летом.
Кроме того, климат и погода в России бывают очень разными, иногда отличаются от среднестатических для каждого региона. Поэтому местные власти могут продлить период запрета использования зимних шипованных шин. Например, открыть его в мае, а завершить в ноябре, что и бывает во многих регионах.
Особенности есть и в использовании летних шин. Они предназначены для езды с июня по август включительно.
Период, в который их нельзя использовать, законодателями в регионе теоретические может быть расширен, но не уменьшен. Продлевают езду на летней резине увеличением срока запрета на зимнюю.
Таким образом первую на законном основании удастся использовать дольше, например, с мая по октябрь-ноябрь.
Словом, пока водители имеют возможность сами решать, когда им «переобувать» автомобиль, и делают это по погоде. В большинстве регионов летние покрышки заменяют зимними с сентября до середины ноября. И длится их использование при необходимости не только зимой, но также в марте, апреле.
Рекомендуем прочитать о штрафах за нарушение парковки. Вы узнаете о правилах парковки в городе, административном наказании/штрафе за парковку на газоне, во дворах, на инвалидном месте, на тротуаре. А здесь подробнее о лишении прав за номера.
Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю
Так как весна уже началась, то вопрос о замене покрышек у московских автомобилистов стоит на первом месте. Для Москвы и московской области характерна очень переменчивая погода. Ночная температура воздуха может сильно отличаться от дневной. Именно поэтому опытные водители не торопятся переобувать свои транспортные средства, пока воздух не прогреется до +13-+15°С. В настоящее время температура немного повышается, но неожиданные осадки в виде снега могут застать врасплох, даже опытных водителей. Не соблюдение элементарных требований может привести к ДТП. Среди владельцев транспортных средств часто возникают разногласия. Некоторые автомобилисты считают, что летнюю резину лучше всего эксплуатировать при температуре выше +10°С, другие же эту границу снизили до +5°С. По наблюдениям владельцев шиномонтажа, обычно столичные водители «переобувают» свои автомобили при температуре +8°С.
Юлия Каблинова, являющаяся координатором общественного движения под названием «Синие ведерки» посоветовала водителям не торопиться с заменой зимних покрышек. По её мнению, даже из-за того, что дорожное асфальтовое покрытие стало видно, и большая часть сугробов уже растаяла не следует торопиться с заменой шин. Земля ещё холодная и любое понижение температуры может привести к образованию гололёда на дорожном покрытии. Не исключено, что заморозки ещё могут вернуться в столичный регион. По словам специалиста, на гололёде увеличивается риск заносов. Помимо этого, грязь, которая может попасть а дорогу тоже может стать причиной ДТП. Юлия Каблинова советует посещать шиномонтажные станции в конце апреля, либо в первой декаде мая. В этот период среднесуточная температура в Москве обычно устанавливается в пределах климатических норм.
Как было бы просто, если бы закон прописывал что-то вроде: меняем зимнюю резину на летнюю 1 апреля. Однако четких указаний, когда именно переобувать машину, нет. Единственное, на что предлагается ориентироваться — технический регламент Таможенного союза.
С 1 января 2015 года документ запрещает использовать летнюю резину в три зимних месяца (декабрь, январь и февраль) и зимнюю резину с шипами в летние месяцы (июнь, июль, август).
Иными словами, регламент разрешает ездить на зимней резине с шипами с сентября по май. Важный момент: на резине без шипов, так называемых «липучках» документ позволяет кататься круглый год.
Учитывая, что Россия — страна погодных сюрпризов, ориентироваться только на регламент было бы неосмотрительно. Производители шин и эксперты советуют опираться в первую очередь на температурный режим.
В Ассоциации производителей шин рекомендуют переобувать автомобиль в «зиму», когда среднесуточная температура опускается ниже 7 градусов. Соответственно, как только весной на улице закрепляется 7 градусов и выше, можно расчехлять летний комплект. Риск ночных заморозков к этому времени сводится к минимуму.
К тому же при таком температурном режиме летние шины, отличающиеся по составу от зимних, не будут затвердевать, а значит, сцепление с дорогой не станет хуже.
Одно из основных отличий зимней резины от летней заключается в степени мягкости резиновой смеси. Летняя резина — гораздо жестче. Поэтому на морозе она быстро дубеет, теряет свои свойства, а машина начинает вести себя непредсказуемо. В то же время зимняя резина в теплое время года оказывается в некотором смысле беспомощной. Когда на улице нет мороза, мягкость вкупе с зимним рисунком протектора делает езду более опасной и некомфортной.
Штрафы за несоответствие
По состоянию на 2021 год до сих пор не предусмотрены финансовые санкции для водителей, нарушивших пункт 5.5 Технического регламента. Таким образом, выполнение требований — ответственность каждого участника движения. Нежелание выполнять их не приведет к каким-либо неприятным последствия. В действующем КоАП отсутствуют ссылки на международные договоренности, действующие в странах СНГ. Единственная санкция, которая может быть предусмотрена — штраф в размере 500 рублей. Кроме этого, водителю могут выписать предупреждение за нарушение условий эксплуатации авто в соответствии с ПДД, частью первой статьи 12.5 действующего Административного кодекса. Но с перечисленными юридическими документами дорога в суд будет закрытой. Дело в том, что никакой регламент не предусматривает обязательную необходимость «переобуваться». По этой причине правила сезонности носят исключительно рекомендательный характер.
Чтобы убедиться в реальности наших утверждений, вы можете ознакомиться с действующей редакцией штрафов, предусматриваемых ГИБДД. Не существуют как конкретные финансовые санкции за нарушения регламента, так и ГОСТы, которые бы были внедрены на территории Российской Федерации.
Штраф можно получить, если на автомобиле установлены зимние шины
Штрафовать будут не только водителей, которые ездят на летней резине. Сотрудники ГИБДД предупреждают, что штраф можно получить, даже если на автомобиле установлены зимние шины. Во-первых, зимняя резина не должна быть изношенной. Допустимая государственными стандартами остаточная глубина рисунка протектора должна быть не менее 4 мм. Если протектор изношен, то инспектор вправе выписать автовладельцу штраф. Если на машине установлены покрышки разных производителей и с разным рисунком протектора, то водителя опять же ждет штраф. Также нельзя использовать одновременно шипованную и нешипованную резину, а также одновременно летнюю и зимнюю резину. Нельзя устанавливать на автомобиль шины, которые не предусмотрены конструкцией транспортного средства. Некоторые автомобилисты, желая сэкономить, устанавливают на свою машину шины меньшего диаметра. Это сказывается на ездовых характеристиках автомобиля. Другие автовладельцы, желая добиться большей проходимости, ставят на свои машины шины большего радиуса и с увеличенной шириной профиля. Эти инициативы также наказуемы. Не стоит забывать, что в случае прокола на автомобиль нельзя устанавливать летнее запасное колесо, а также запаску, которая будет иметь рисунок протектора, отличный от основной резины.
Отличия зимней резины от летней
«Неправильные» шины, которые не соответствуют сезону, часто приводят к ДТП. Мало того, в теплое время года вполне возможен штраф гибдд за зимнюю резину. Поэтому покрышки на колесах вашего авто должны быть правильными. Почему именно, рассмотрим дальше.
Чем отличаются летние скаты от «обуви» для зим?
- Прежде всего, материалом их изготовления. Когда на улице стоит жара, асфальт дорог чрезмерно нагревается. Поэтому резина на колесах должна иметь тугоплавкое покрытие, не расплавляемое при движении. Зимой наоборот: в мороз и гололед покрышка не должна перемерзать, чтобы не треснуть на замерзшей трассе.
- На зимних скатах предусмотрены шипы, липучки, прочие приспособления, что обеспечивают прочное сцепление с дорогой. Зато, когда погодные условия не соответствуют их назначению, все эти элементы не способствуют езде, а лишь мешают.
Существует несколько понятий, известных каждому водителю авто. Это:
- Протектор (по-латински «тот, кто прикрывает») – технический элемент резинового ската, который сохраняет его внутреннюю часть от повреждений и обеспечивает максимальное сцепление колес с покрытием дороги.
- Покрышка – это шина, а в просторечье «обувь» для авто. Толстый резиновый чехол, надеваемый на камеру автомашины.
- Штраф – материальное взыскание, налагаемое за правонарушение.
- Предупреждение за нарушение ПДД – официальное указание сотрудника ГИБДД на совершение противоправных действий. Профилактическая мера, применяемая во избежание опасных ситуаций на дрогах.
- КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – нормативный акт, которым упорядочены правила привлечения к ответственности лиц по нарушениям гражданского характера.
Есть ли запрет на шипованную резину летом
Сегодня запрета ездить летом на шипованной резине в России нет.
Но, Регламент таможенного союза, о котором мы писали выше, устанавливает для стран Таможенного союза следующие правила:
- Шипованная резина должна быть установлена на все колеса автомобиля.
- Запрещено использование шипованных шин в летние месяцы — с июня по август.
- Предельное число шипов на погонный метр протектора — 60 штук. Это требование применяется к резине, изготовленной после 1 января 2016 года. Правда, допускается и большее количество шипов на шине, если специальными испытаниями будет установлено, что они не вызывают значительный износ дорожного покрытия и обеспечивают хорошие сцепные свойства.
Поэтому, возможно, что в скором времени такие запреты введут и в Основные положения об эксплуатации транспортных средств, и тогда водителей ждет административная ответственность. На сегодняшний день, вы можете ездить на зимней резине хоть круглый год.
Какая должна быть резина для зимы
Требования к зимним шинам:
- обязательное наличие значка — графического изображения горной вершины с 3-мя вершинами, внутри которой находится снежинка;
- обязательное наличие одного из следующих знаков — M + S, M&S или MS;
- остаточная глубина протектора — не менее 4 мм.
Если шина не соответствует вышеуказанным требованиям, она считается непригодной для эксплуатации на обледенелых или заснеженных поверхностях (как того требует закон).
В свою очередь, Раздел 5 «Колеса и шины» Основных положений о допуске транспортных средств… (далее — Положения) гласит, что любая резина (включая зимние шины) должна:
- иметь глубину протектора не менее указанной в п. 5.1. Минимальные пороговые позиции;
- не иметь внешних повреждений, обрывов или порезов, обнажающих кабель, отслоения каркаса, отслоения боковой стенки;
- соответствовать по размерам и допустимой нагрузке конструкции автомобиля.
Кроме того, Регламент не разрешает:
- установить на одну ось зимние шины разного размера или конструкции (например, на левое колесо установить R13, а на правое — не R14);
- ставьте одновременно шипованные и нешипованные зимние шины, т.е на все 4 колеса должны быть установлены зимние шины одного типа.
Чтобы понять, правомерно ли накладывает штраф за отсутствие зимней резины сотрудник ГИБДД, необходимо ознакомиться с регламентом Таможенного союза. В нем, в частности, четко оговаривается, какие месяцы в году относятся к зимним, а какие — к летним. К первым всегда причисляют декабрь, январь и февраль. Лето — это соответственно июнь, июль и август. Однако отдельно взятый регион вправе устанавливать свои ограничения, причем только в сторону увеличения количества зимних месяцев. Такая ситуация вполне логична, ведь, к примеру, в Красноярском крае снег на улицах лежит гораздо дольше, чем в той же Ростовской области.
В законе четко оговаривается, что запрещено эксплуатировать автомобиль, который не укомплектован зимними покрышками, в период с декабря по февраль. Причем на всех колесах машины должна быть установлена зимняя резина. Но точные сроки «переобувания» транспортного средства могут устанавливать регионы.
Требования к протекторам
Каков штраф за отсутствие зимней резины, сколько придется платить, волнует многих водителей. Несмотря на то что закон не предусматривает наказание за езду в холодное время года на летних покрышках, владелец транспортного средства может быть оштрафован. Сотрудник ГИБДД может проверить остаточную глубину протектора и, если она не соответствует определенным требованиям, сумма взыскания будет составлять 500 рублей.
Требования к колесам, изложенные в правилах дорожного движения, следующие:
- На обледенелой дороге и заснеженном покрытии могут использоваться шины, которые имеют маркировку.
- Значок представляет собой заснеженную вершину с тремя пиками. Внутри нее изображены снежинки.
- Обязательно должны присутствовать знаки: M+S; M&S; M S.
- Признаки износа исключены.
- Остаточная глубина покрышек должна быть не более 4 мм.
В правилах дорожного движения четко указаны технические характеристики, которыми должны обладать зимние покрышки. Однако жесткой ответственности за их нарушение до сих пор не предусмотрено. Законодательно учтены климатические особенности некоторых регионов страны и использование зимней резины допускается даже в летние месяцы.
В России сложно ввести единые требования, которые бы действовали во всех регионах. В этом состоит недостаток действующих поправок. Поэтому и нет закона о штрафе, за использование летних или зимних шин в несоответствующее время года. Также нет наказания за отсутствие значка «Ш» при наличии колес с шипами. Однако сотрудник ГИБДД может выдать предписание об устранении нарушений.
Законодатели разрабатывают данный вопрос, но пока не пришли к единому мнению. Предполагается, что автовладелец будет лишен права по выплате страховки по ОСАГО в случае дорожного происшествия. Пока на дорогах могут проверить соответствие качества шин нормам, которые указаны в правилах дорожного движения. И именно за эти нарушения на водителя может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Предполагается, что в дальнейшем сумма взыскания будет увеличена, потому что некоторых водителей не пугает такое наказание и они продолжают использовать летнюю резину зимой. При этом подвергая себя опасности и других участников движения.