Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:

  • Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
  • Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
  • По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
  • При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
  • В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
  • При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
  • По решению судебного органа.
  • При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.

Если исходить из судебной практики, когда закончился срок разрешения на строительство или застройщик не вложился в 60-дневный период, это не является достаточным основанием для отказа. Что касается случаев, когда строительная компания не начала возведение объекта, отказ выдается почти во всех случаях.

Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда просрочено разрешение на строительство частного дома или иного объекта. Рассмотренные случаи показывают, что даже при начале строительства одобрительная документация часто не продляется. Уполномоченные органы ссылаются на тот факт, что срок действия закончился, а продление срока в законодательстве не предусмотрен.

Читайте также:  Как получить дубликаты учредительных документов: процедура запроса

Здесь возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, реальных оснований для отказа в выдаче разрешения нет, а с другой — застройщик нарушил 60-дневный срок. Большое значение имеет и тот факт, когда закончился срок действия одобрительной документации.

Что касается отмены разрешения, этот процесс вероятен в редких случаях. По законодательству местные органы власти не вправе одобрять или отказывать в выдаче разрешительной документации по собственной инициативе. С учетом действующих правил разрешение на строительство может быть отменено в таких ситуациях:

  • Принудительное прекращение права владения ЗУ.
  • Отказ от права владения или иных прав в отношении надела.
  • Расторжение арендного соглашения.
  • Приостановка прав пользования ЗУ, которое выдано для начала строительных или реконструкционных работ.

Таким образом, уполномоченные структуры вправе отказать в продлении периода действия разрешения. При этом нарушение 60-дневного срока (просрочка) не является достаточным основанием, чтобы отказать в продлении. Если же этот фактор совмещается с отсутствием строительных работ, продление исключено. Все процедуры придется проходить заново.

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.


[1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Получение разрешения при необходимости внесения изменений в проект

При изменении ТЭП объекта капстроительства, проектных документов или характеристик, которыми будет существенно отличаться будущее здание от предыдущего объекта, застройщику необходимо подать заявление в организацию с соответствующими полномочиями для оформления документов и получения нового разрешения. В данном случае в продлении срока действия документа могут отказать. Также застройщику потребуется прохождение повторной экспертизы проектных документов, если такая экспертиза в отношении конкретного проекта должна была проводиться.

Использование услуг технического заказчика – один из наименее затратных способов решения вопроса, касающегося получения разрешения на строительство. Такие услуги оказывают специалисты нашей компании ООО «GeoGlobal/GG». Мы предлагаем своим клиентам качественное обслуживание по приемлемым ценам. Сотрудничество с нашей компанией — это успешное решение вопросов, связанных с продлением сроков строительства.

Подтверждение строительства

Чтобы продлить разрешительную документацию, необходимо доказать, что работы были начаты и ведутся. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в администрацию по месту нахождения строительства. Здесь необходимо написать специальную заявку о формировании комиссии. В назначенную дату к вам приедут специалисты из Отдела жилищной политики для составления акта о начатом строительстве.

Этот документ является достаточным подтверждением того, что строительные работы ведутся. После получения акта о строительстве необходимо обратиться в Отдел архитектуры. Его прикладывают к остальным документам и подают вместе с заявлением. В течение 30 дней вы получите готовое решение. Если все в порядке, строительство можно продлить.

Могут ли отказать в продлении разрешения?

Принятые поправки в августе 2019 года облегчили жизнь застройщиков. Законодатель одобрил продление истекшего срока разрешений на строительство. Крайней датой значится 1 января 2020 года, после чего в пролонгации будут отказывать. Кто не успеет, тому придется делать новое РНС.

Отказ в продлении практикуется только при серьезных нарушениях со стороны заявителя:

  1. Если срок закончен, а строительство до сих пор не начато.
  2. Если нарушен 10-дневный срок подачи заявления от застройщика (не всегда).
  3. Отсутствие основных документов, например – подтверждения текущих работ (КС-2 и КС-3).
  4. Отсутствие гарантий со стороны банка – о том, что объект будет возведен в установленные сроки. Еще одной причиной отказа служит отсутствие договора о страховании гражданской ответственности застройщика.
  5. Отсутствие уведомления о планируемом строительстве – если такое уведомление обязательно, например для частных домов (см. «Разрешение на строительство дачного дома в СНТ«).
  6. Расхождения проектной документации с фактической постройкой капитального объекта. Например, заявили одно – а строят другое.
  7. Изменения в градостроительных планах земельного участка (ГПЗУ) – при которых текущая стройка невозможна. Например, смена статуса территории, создание охранной зоны, кладбища, аэродрома.

Однако за основу берется факт начатого возведения объекта. Отказ в продлении сроков по данному основанию является законным. Остальные причины можно обжаловать в вышестоящее руководство органа или через суд.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство.

Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст.

Читайте также:  Зачем нужна временная прописка и как ее получить

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Отказ в пролонгации срока действия разрешения на строительство нуждается в тщательном рассмотрении. Суды учитывают статус заявителя, характер стройки, процент завершенности работ, а также срок подачи заявления с просьбой о продлении документа.

Если единственная причина – это обращение позднее 10-дневного срока, и застройщик успел обратиться до 1 января 2020 года, шанс выиграть дело увеличивается. Администрации почти не чинят препятствий и надобности в судебных разбирательствах нет – в силу п. 7 ст. 4 ФЗ № 283 от 2 августа 2019 года.

Споры о продлении разрешений для частной застройки встречаются чаще.

Пример:

Суд разбирал иск Савина по отношению к местной администрации г. Челябинска. Истец сообщил, что приобрел земельный участок под ИЖС и хотел построить жилой дом. Разрешение на стройку было оформлено в 2008 году. Прошло 10 лет и Савин подал заявление с просьбой продлить разрешение на строительство частного дома. Однако в администрации ему отказали. Причина в отсутствии действий по возведению дома. Истец утверждал, что работы начались, о чем имеется заключение независимой экспертизы. Она подтвердила, что на участке готовят фундамент, но он еще не залит. Строительные работы оценены в 3%. По словам истца, это не является основанием для отказа в пролонгации РНС по причине отсутствия фактических работ.

Требования истца были изучены и полностью удовлетворены. Суд согласился с тем, что отказ администрации был незаконным. Срок действия разрешения истцом соблюдался, работы действительно начались, а заявление было подано до истечения 60-дневного срока (Прим. – сейчас срок 10 лет). Своим постановлением суд обязал муниципальные власти продлить срок действия разрешения истца.

Что делать, если стройка не начата?

Разбираясь, как продлить разрешение на строительство, стоит узнать и еще один момент: если приехавшая на участок жилищная комиссия увидела голое поле или, наоборот, нетронутый лес, и на основании увиденного написала в акте, что стройка, в принципе, даже не начата, то продлить ничего не удастся. Да, собственно говоря, это и логично: ведь продлять-то и ничего. Что делать в этом случае, если построиться все-таки хочется? Увы, придется получать новое разрешение, подчиняясь общим правилам и общему же порядку. То есть заново оформлять проект здания, его эскиз, планы всех необходимых коммуникаций.

Нужно будет пробежать по второму кругу по всем нужным инстанциям, переговорить с работающими там людьми, выбить согласование проекта и отправляться за новым разрешением на осуществление строительства. И на этот раз построиться до того, как выйдут все означенные сроки.

Возможно продление срока действия разрешения на строительство?

Продление разрешения на строительство требуется при невозможности окончания работ согласно установленному графику. Право на продление сроков предусмотрено для объектов, возведение которых уже было начато. Решение о продлении принимает Отдел архитектуры и градостроительства района или населенного пункта.

Если допустимые сроки строительства подходят к концу, необходимо подать в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы.

  • Заявление установленного образца с просьбой о продлении сроков.
  • Паспорт собственника.
  • Разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом изначально.
  • Акт, подтверждающий проведение строительных работ на целевом объекте.
  • Доверенность, заверенная нотариусом (требуется при подаче документов уполномоченным лицом).

Для соблюдения регламента продления разрешения на строительство документы подаются не позднее 10 дней до истечения срока.

Уполномоченное лицо может отказать в продлении разрешения ввиду следующих причин.

  • Продление разрешения на строительство просрочено (собственник подал заявку после окончания имеющегося разрешения).
  • За время текущего разрешения строительство так и не было начато.
  • Строительство признано незаконным.
  • Собственником представлены некорректные документы.

Порядок получения разрешения на строительство строго регламентирован. При его соблюдении у компетентных органов не будет причин для отказа.

Продление истекающего разрешения возможно при соблюдении следующих условий.

  • Подача документов в установленный законом срок.
  • Отсутствие ошибок в бумагах.
  • Наличие признаков строительной деятельности на объекте.
  • Соблюдение строительных, экологических и прочих нормативов при проведении работ.
Читайте также:  Как признать жилое помещение непригодным для проживания?

Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. “Минстрой России продлит на год все разрешения на строительство, срок действия которых истекает до 1 января 2021 года”

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приложением N 3 к постановлению правительства N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» информирует о существующих особенностях применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

1. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу постановления правительства, продлеваются на один год.

Вместе с тем, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство, уполномоченные на выдачу таких разрешений органы (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос») продлевают срок действия такого разрешения на срок, указанный в заявлении.

2. В отношении особенностей предоставления государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года:

— с пяти до шести лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов, истекающих с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года;

Напоминаем, что в соответствии с Административным регламентом Минстроя России, при подаче заявления через ЕПГУ копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по заявленному направлению деятельности, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью соответствующего лица.

Кроме того, по окончании нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19, проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном Положением об аттестации порядке, в соответствии с планом проведения аттестационных сессий. Эксперты, аттестация которых выпала на период нерабочих дней, будут дополнительно проинформированы о назначении новой даты.

Сколько раз можно продлевать разрешение на строительство объекта капитального строительства

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 августа 2020 года N 33225-ИФ/03

[О продления срока действия разрешения на строительство, срок действия которого истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года]

В связи с поступающими от застройщиков обращениями по вопросу истребования органами государственного строительного надзора продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщается следующее.

В приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ N 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе, предусмотрено, что на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

Следует обратить внимание, Постановление Правительства РФ N 440 не предусматривает необходимости подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство, срок действия которого истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года. Таким образом, разрешения на строительство, срок действия которых истекает в вышеуказанный период, считаются продленными на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления.

Вышеизложенные особенности применения разрешительных режимов установлены в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Кроме того, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступают обращения по вопросу порядка продления срока действия разрешения на строительство, в связи с чем сообщается следующее.

Частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.

В случае внесения изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия разрешения, для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство применяются положения, предусмотренные пунктами 7 и 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ. При этом, положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 440.

Прошу довести вышеуказанную информацию до органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, а также до органов исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство.

Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:

  • Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
  • Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
  • По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
  • При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
  • В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
  • При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
  • По решению судебного органа.
  • При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *