Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проводится экзамен в два этапа, которые могут быть разнесены на разные даты, в зависимости от загруженности и графика работы соответствующих специалистов ГИБДД: теория и практика. Если с первого раза сдать не получилось, то вас записывают на пересдачу. При прохождении экзаменов от автошколы, ее представитель решает все организационные вопросы самостоятельно и ведёт вас до получения прав. Но вы можете самостоятельно выбрать дату путем обращения в подразделение ГИБДД, в котором сдавали экзамены или записываться посредством сайта Госуслуги.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 |
16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили |
16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы |
20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Как вернуть или переиспользовать госпошлину
В определенных случаях допускается вернуть госпошлину или использовать ее для оплаты другой услуги. Переиспользовать допускается, если услуга не была получена. В этом случае, при обращении с подобным заявлением в то же подразделение ГИБДД у вас примут ранее оплаченную квитанцию на оплату в счёт новой услуги.
Может быть другая ситуация, вы передумали получать услугу или ошибочно заплатили сумму больше, чем надо. В таком случае, есть возможность вернуть полную сумму или часть оплаты соответственно. Заявление необходимо предоставить получателю средств, в данном случае это ГИБДД.
К заявлению необходимо приложить оригинал документа об оплате наличными или копию платежного поручения, если платеж осуществлялся безналичным переводом.
Если вы проводили оплату наличными в банке, то при совершении платежа, вам выдавали документ с печатью банка. Если вы его не сохранили, то возможно получить дубликат в том же отделении банка, где делали платеж.
Когда платеж осуществлялся с карты через банкомат или терминал, то заверенное платежное поручение может выдать банк-эмитент платежной карты. Для этого необходимо предъявить работнику банковского учреждения паспорт, сообщить детали платежа и последние 4 цифры карты, с которой осуществлялась оплата. При безналичном перечислении посредством КО Моби-Деньги, РБ МТС с электронного кошелька (ЭЛПЛАТ, QIWI Кошелёк) или со счёта мобильного оператора, через службу техподдержки портала Госуслуги вы можете запросить необходимое подтверждение платежа.
В случае оплаты за другого человека через сторонний банкомат или терминал, для получения платежного поручения от его владельца будет нужен полный номер карты и справка от банка-эмитента карты, о том, что именно вы являетесь ее владельцем.
Со скольки лет можно получать ВУ
Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;
- на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
- на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
- на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.
Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.
Какие бывают категории
Если присмотреться к потоку, можно увидеть огромное количество разномастных транспортных средств от совсем компактных мопедов до безразмерных тягачей с огромными прицепами. Такое многообразие привело к тому, что в законодательстве появилось 16 категорий — 10 основных и 6 вспомогательных.
- М — мопеды
- А и А1 — мотоциклы и квадроциклы, которые классифицируют по объему двигателя. Те, которые превосходят 125 см3, принадлежат к категории А, а те, что послабее, — к А1.
- В — машины, которые могут разместить в салоне менее 8 пассажиров и имеют разрешенную массу до 3,5 тн.
- В1 — она считается подкатегорией В, но относится не к «легковушкам», а к трициклам и квадрициклам.
- С — грузовые машины с разрешенной массой свыше 3,5 тн.
- D — пассажирский транспорт.
- Tm — трамвай.
- Tb — троллейбус.
Штрафы в отношении несовершеннолетних водителей
Сегодня нередки случаи, когда подросток садится за руль ТС, не имея необходимых прав, опыта или навыков вождения.
В соответствии с законодательством все транспортные средства представляют повышенную опасность. Поэтому несовершеннолетние не могут управлять транспортным средством без водительских прав, будь то автомобиль, мотоцикл или мопед.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность несовершеннолетних при управлении транспортным средством. Согласно нему также устанавливается, что правонарушитель моложе 16 лет. Однако штраф накладывают не на самого подростка, а на его родителей или законных представителей.
Размеры взысканий в отношении несовершеннолетних следующие:
- За езду на мопеде или мотоцикле штраф составляет 30 000 рублей.
- За езду на легковом автомобиле — сумма от 5 000 до 15 000 рублей. Авто задержат и отправят на штрафстоянку, а это значит, что дополнительно придётся платить за транспортировку и хранение.
Существующие ограничения – когда можно учиться
Действующие ограничения по возрасту, с которого можно обучаться на права и проходить экзамены, представлены следующими данными:
- Категория А. Ее открытие дает возможность управления мотоциклом и получения прав начиная с 18 лет. При этом приступать к обучению допускается уже с того момента, как юному водителю исполнится 16 лет;
- Категория А1. Она определяет тип транспортных средств, представляющих собой легковые мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 кубов и максимальной скоростью, которую они могут развивать, не более 50 км/ч. В данном случае действующие нормы и правила более лояльны к молодым людям – как обучаться, так уже и получать права они могут начиная с возраста в 16 лет;
- Категория М. Представлена мопедами. Правила и нормы также аналогичны категории А1. Приступать к обучению допускается уже с возраста в 16 лет. После получения свидетельства об окончании автошколы ученику нет необходимости дожидаться наступления 18 лет. Сдавать на права допускается сразу же в составе группы и при положительном результате получать готовый документ;
- Категория В. Представлена легковыми автомобилями, масса которых не превышает 3500 кг. При этом уже после получения прав без открытия дополнительной категории можно управлять машиной вместе с прикрепленным к нему прицепом при условии, что его отдельная масса будет не более 75 кг.
Таким образом перечисленные категории все без исключения допускают возможность начала обучения еще при возрасте 16 лет. Подавать заявление на прохождение теоретической и практической части экзаменов для всех категорий, за исключением мопедов и тех ТС, которые можно отнести к А1, можно будет только после того, как ученику исполнится полных 18 лет.
Чтобы будущий водитель получил допуск к тестированию, необходимо некоторое время потратить на обучение в автошколе. Для каждой категории установлен свой определенный период. Если ранее можно было обойтись без документа, свидетельствующего об окончании автошколы, то теперь без документа о потраченных часах на обучение, желающий получить права не сможет быть допущен к экзамену.
При желании получить категории «А», «М» или «А1», необходимо потратить на обучающий процесс не менее 122 часов. Обычно это составляет полтора месяца. Категория «В» является более сложной, поэтому учащийся должен провести в автошколе не менее 190 часов. Зачастую курс обучения рассчитан на 3 месяца.
Обучатся вождению на категорию «С» или «Д» нужно будет 2 месяца, а открыть дополнительную категорию «Е» можно за 1,5 месяца. Новое законодательство позволяет водителям категории «С» потратить намного меньше времени на обучение категории «В». Можно также пройти переподготовку, имея на руках действующие права. Учитывая, что знание теории уже проверены предварительно сотрудниками ГАИ, изучаться просто основы управления транспортом. Поэтому на получение определенной категории может потребоваться некоторое количество времени.
Сколько учиться на права
Для того чтобы получить допуск к экзаменам на права, необходимо пройти обучение в автошколе, которое включает в себя теоретическую и практическую части. Постановлением Правительства «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 01.11.2013 № 980 определено общее количество часов обучения по соответствующим программам.
В зависимости от категории обучение в автошколе длится:
- 1,5 месяца (для категорий «А», «А1» и «М»). Это ускоренный вариант обучения, который предполагается для тех, кто хочет овладеть навыками вождения езды на скутерах и мотоциклах (122 учебных часа).
- 3 месяца (категория «В»). Данная категория прав самая распространенная, а поэтому и «основательная». После прохождения теоретического курса будущий водитель практикуется в городских условиях на учебной машине. Многие автошколы перед пропуском курсантов на экзамен в ГИБДД заставляют сдавать внутренние экзамены с тем, чтобы лучше подготовить выпускников и сэкономить их время и деньги (190 учебных часов).
- 2 месяца (категория «С»). Для тех, у кого имеется водительское удостоверение категории «В», срок может быть сокращен.
- 4,5 месяца (категория «ВС»). Так как в данном случае водитель получит права сразу двух категорий, требуется его тщательная подготовка перед допуском к экзамену. Соответственно, увеличиваются теоретическая часть и количество часов вождения с инструктором.
- 2 месяца (категория «D») (257 учебных часов).
- 1,5 месяца (категория «Е»).
Несмотря на относительно небольшое количество учебных часов, в которые включаются и экзамены, и теоретический курс, и практика, многие автошколы растягивают курс на несколько месяцев, так как в силу занятости многих учеников занятия могут проводиться только в вечернее время и в выходные дни. Те же группы, которые могут уделять занятиям больше времени, быстрее проходят курс обучения.
Со скольки лет можно сдавать на права
Для каждого вида автотранспорта установлен свой возраст, начиная с которого можно получать права. Чем больше габариты автомобилей и сложность управления, тем больше должен быть возраст и опыт у курсантов.
На все транспортные средства, попадающие под категорию М или А1 — это все виды мопедов с педалями и без них, скутеры, а также маломощные мотоциклы до 125 куб. м, — можно сдавать на права с 16 лет.
Таким образом, самый ранний возраст, который позволяет получить удостоверение для категории М и подкатегории А1, это 16 лет.
На транспорт, попадающий под категории А, В и С — установлен минимальный возраст 18 лет.
На всех типах мотоциклов, легковых машинах, а также грузовых машинах, соответствующих категорий А, В, С, установлен разрешающий возраст 18 лет. Помимо них с 18 лет разрешено сдавать на права на квадроциклы (категория В1), а также небольшие грузовики до 7.5 т (кат. С1).
На габаритном автотранспорте, предназначенном для перевозки людей, следующих категорий — D, D1 (автобусы до 16 мест), Tm (трамвай) и Tb (троллейбус), можно ездить с 21 года.
Для спецтехники и различных прицепных автоколонн, которые соответствуют категориям E, BE, CE и DE должен соблюдаться стаж водителя, а именно на момент сдачи на права должен иметься опыт не менее 1 года соответствующих категорий В, С и D.
Опыт в один год проверяется с даты открытия той или ной категории, указанной в правах.
Также стоит обратить внимание на такие кат. как С1Е и D1E, для них у водителя должен быть тоже опыт минимум 1 год C1 и D1.
Все экзамены проводятся согласно стандартным и общеизвестным требованиям, со сдачей теории и вождения.
Условия получения водительского удостоверения установлены ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также Правилами дорожного движения. Их, кстати, и необходимо изучить в первую очередь при изучении вопроса как получить водительское удостоверение, наряду с Постановлением Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами».
Согласно действующему законодательству РФ и расшифровке категории водительского удостоверения, для получения права управлять мотоциклом необходимо получение прав категории А. При этом, мотоциклы с небольшим объемом двигателя (до 125 куб. см) и малой максимальной мощностью (до 11 квт) можно управлять, имея подкатегорию А1.
Выполнение всех пунктов ПДД, позволит законно осуществлять передвижение без начисления штрафных взысканий. Если автомобилисту было вынесено постановление ошибочно, он всегда может опротестовать его в ГИБДД или суде. Если правонарушитель признает свою вину, то в большинстве случаев для него имеется возможность значительно сэкономить на оплате штрафа.
ВНИМАНИЕ !!! Погасив задолженность в 20-дневный срок, водитель сможет получить 50% скидки на оплату взыскания. Проверить такую возможность можно на сайте ГИБДД. Если водитель не знал о такой возможности и уплатил полную сумму, разница в оплате ему не возвращается, так как считается, что он добровольно отказался от такой возможности.
Очень важным аспектом в погашении задолженности является срок поступления средств на счет ГАИ. Перевод платежа может занять несколько дней, поэтому нужно заранее позаботиться о своевременности внесения платежа. В противном случае водителю придется уплачивать полную сумму взыскания.
Работать на пенсии… за рулём
Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2020 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».
Статья по теме
ТЕСТ: Автомобиль Вам скорее слуга или Ваш хозяин? Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.
С какого возраста можно начать обучение в автошколе?
Рассмотрим пункт 21.4 ПДД:
21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:
- 16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1»;
- 20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).
Возраст получения водительских прав категории B (легковые автомобили)
Рассмотрим по шагам этапы подготовки, относящиеся к управлению легковым автомобилем.
1. Пройти в автошколе обучение управлению автомобилем, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8, можно с 16 лет.
При этом автомобиль, на котором происходит обучение, должен быть специально оборудован (дополнительные педали и зеркало заднего вида для инструктора). Естественно, сам инструктор должен иметь документы, подтверждающие его право на обучение.
2. Сдать экзамен на получение прав можно после достижения 17-летнего возраста.
3. Независимо от того, в каком возрасте происходила сдача квалификационного экзамена, возраст получения водительского удостоверения категории В на руки остается неизменным — 18 лет.
4. Водить автомобиль самостоятельно можно с 18 лет, либо в сопровождении инструктора начиная с 16 лет (во время обучения).
В каком возрасте можно сдавать на права?
После проведения реформ у многих остались вопросы, например, со скольки лет можно учиться вождению. В России проходить обучение в автошколе можно с 16 лет на мопедах, мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В правилах дорожного движения есть пункт 21.4, в котором указаны минимальные возрастные пороги для учебы в автошколе.
Обучающимся дают водить автомобиль на специально отведенных площадках, и после этого под руководством инструктора «выпускают» в город.
Важно не путать понятия «сдавать экзамен в ГИБДД» и «получать права». В законодательстве Российской Федерации существуют большие различия между терминами. В силу возрастных ограничений на экзамен в ГИБДД могут попасть не все желающие после выпуска с автошколы.
Сдавать на права категории В в ГИБДД можно с 17 лет , до этого времени ученик допускается только до внутреннего экзамена в автошколе.
Водительское удостоверение дает человеку стать мобильным, и ездить за рулем транспортных средств. В России возрастные пороги для каждого вида транспорта установлены на законодательном уровне
Существует ряд требований для различных видов транспорта:
- сдавать экзамен для получения прав на скутер и мотоцикл можно с 16 лет, если объем двигателя транспортного средства не превышает 125 куб. сантиметров. Водительское удостоверение относится к категории А1. Важно предоставить инспектору ГИБДД, принимающему экзамен письменный допуск от родителей, или граждан, являющихся опекунами. Граждане, не имеющие при себе разрешения родителей, могут быть не допущены до сдачи экзамена.
- сдавать экзамен на право управления мотоциклом, объем двигателя которого больше 125 куб.см. будет относиться к категории А, и будет доступно гражданам с 17 лет.
- права на езду за рулем легковой машины или грузового авто с максимально допустимой массой меньше 3500 кг и на грузовики, масса которых от 3500 кг до 7500 кг выдают с 18 лет. В документах указываются категории В, В1, С и С1. В этом возрасте можно получить права на управление мотоциклом с мотором, объем которого превышает 125 кубических сантиметров;
- права на езду за рулем общественного транспорта ( автобуса, трамвая или троллейбуса) выдаются только по достижению 21 года. В водительском удостоверении прописываются категории D,D1,Tb,Tm.
Гражданам, которые были в армии и получили водительское удостоверение во время службы, разрешается ездить за рулем военного автобуса с 18 лет. (Гражданским общественным транспортом можно управлять после того, как человеку исполнится 21 год.
В Российской Федерации можно начинать ездить одному за рулем автомобиля с 18 лет, отдельные категории транспорта становятся доступными для управления в более позднем возрасте (21 год). Начинающим водителям нужно понимать, что правила равны для всех, и в них нет исключений ни для какой категории граждан.
Несколько месяцев назад чиновники решили изменить процедуру сдачи экзаменов для получения водительских прав. Однако в дело вмешался карантин и нововведения решено перенести, т.к. в предполагаемый период обучения будущих водителей по измененным правилам была введена изоляция. Поэтому автошколы не функционировали, следовательно, очередные ученики не успели подготовиться к сдаче по новым правилам.
Права при получении водительских прав
Эксперты уверены, что чем раньше ребенок начнет обучаться правилам поведения на дороге, тем в большей безопасности он будет находиться. Уже с 3-5 лет можно начинать объяснять детям правила на пешеходных переходах, рассказывать о принципах работы светофоров. В 7-8 лет ребенок должен знать, как безопасно пересечь улицу, так как многие первоклассники самостоятельно возвращаются со школы домой. Также нужно начинать объяснять правила для велосипедистов. Специалисты считают, что данные меры позволят сократить детскую смертность на дорогах.
Если законом определен минимальный возраст для получения водительских прав, то существует ли максимальный? Отвечаем – нет!
Получить права могут даже граждане пенсионного возраста. Однако следует понимать, что не каждый водитель в возрасте способен пройти водительскую комиссию, особенно окулиста и невропатолога. Если есть проблемы со зрением либо нарушение координации движений, о вождении транспорта можно забыть.
Россия – самая строгая страна в отношении возраста получения водительских прав. Большинство стран доверяет управление транспорта более молодым людям.
Некоторые американские штаты, Марианские острова и Сальвадор позволяют управлять транспортом лицам достигшим 15 лет, однако рядом должен сидеть взрослый человек с опытом вождения.
Германия и Исландия допускают к управлению транспортом с 17 лет, а Эстония, Израиль и Франция – с 16, но в сопровождении взрослого водителя.
Предложение о снижении возраста получения прав в России поступало от депутата Госдумы Василия Власова. Он предлагал начать выдачу прав гражданам с 16 лет. По его словам, многим молодым жителям отдаленных районов, где плохо налажено транспортное сообщение, приходится идти на нарушение закона, чтобы добраться на обучение из села в город на машине. Но его инициатива была отклонена.
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект от автоинспекции, предлагающий разрешить выдачу прав лицам с 17 лет. Но будет ли он принят – покажет время.
К экзаменам в ГИБДД некоторые выпускники автошкол допускаются не сразу. Дело тут не в уровне подготовки, а в возрасте. Для каждого типа транспорта есть свои минимальные возрастные требования:
- сдавать на права для скутера, мотоцикла объемом двигателя до 125 куб. см (категория А1) можно с 16 лет;
- сдавать на права на мотоцикл (категории А), на автомобили категории B с подкатегориями, С с подкатегориями можно с 17 лет;
- сдавать экзамены на право управления автобусом можно с 20 лет, военнослужащим с 19 лет.
Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;
- на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
- на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
- на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.
Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.
Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.
- В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
- В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
- В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
- На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
- В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.
Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.
Чтобы осуществлять передвижение на мотоцикле или мопеде, необходимо быть старше 16 лет. Перевозить пассажиров на мототранспорте можно только при наличии 2-хлетнего вождения этого вида транспорта. Поэтому возить с собой девушку подросток сможет не ранее, чем ему исполнится 18 лет.
При сдаче экзаменов, нужно учитывать, что категория «А» несколько отличается от категории «А1». Различия заключаются в объеме двигателя и мощности управляемого транспорта.
Можно ли ездить, если рядом сидит человек с правами?
Нет. Если это не инструктор по вождению, то запрещено. Если у Вас по тем или иным причинам нет прав (недостижение возраста либо Вы не успели получить права), то по закону на 2021 год управлять автомобилем Вам нельзя, даже если рядом будет сидеть профессиональный гонщик. Или инструктор, но без соответствующего специального удостоверения для обучения вождению. Либо с удостоверением, но автомобиль не будет оборудован дополнительными педалями и зеркалом.
Причём, законодатели такую возможность рассматривали к внедрению в российское законодательство ещё в далёком 2012 году. Но проект закона так и остался проектом, и его не ввели.
Таким образом, ездить за рулём без прав, даже если человек с в/у сидит рядом на пассажирском сиденье, запрещено.