Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень профессиональных стандартов раздела соответствует Реестру профстандартов Минтруда РФ с учетом последних изменений и дополнений. Актуальную редакцию Реестра в формате xls можно скачать на странице Реестр профстандартов.

Профстандарты включенные в реестр Минтруда РФ на 2023г.

Образцы должностных инструкций с учетом профессиональных стандартов см. в разделе Справочники подраздел Должностные инструкции.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Если занимаемая должность не соответствует образованию работника…

На практике нередко встречаются ситуации, когда работник занимает не соответствующую его образованию должность, а в профстандарте установлены требования к образованию. Надо ли в данном случае независимо от знаний и навыков работника переводить его на иную должность, соответствующую его образованию, или увольнять его (при отсутствии вакантных должностей, требующих более низкой квалификации)?

Согласно изложенной в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 позиции Минтруда вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вместе с тем в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ закреплено положение о расторжении трудового договора работодателем при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации.

К сведению: механизм аттестации, предусмотренный ст. 81 ТК РФ, является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации для целей соответствия знаний, умений и навыков работника требованиям профстандарта (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

Роструд в Письме от 06.03.2013 № ПГ/1180-6-1 уточнил, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно применяемому в организации положению о порядке проведения аттестации.

Структура профстандарта педагога

Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.

Структура профстандарта педагога включает в себя:

  • точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
  • перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
  • подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
  • информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.

Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:

  1. рекомендации по внедрению профессионального стандарта
  2. требования к «электронной компетенции»
  3. требования для учителей, преподающих отдельные предметы
  4. психологические требования

Зачем нужны профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.

Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.

Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.

Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.

Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.

Новые лимиты и уплата УСН через ЕНП

Для плательщиков УСН ввели новые лимиты по доходам. Для применения права использовать УСН запрещается превышать ограничение в 251,4 млн. руб. Когда доход станет больше 188,55 млн. руб., субъекту нужно будет рассчитать налог по более высоким ставкам.

Платить УСН с 2023 года нужно будет через ЕНП и в новые сроки (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК):

Что сделать при УСН

Срок

Компаниям подать декларацию

до 27 марта (срок перенесен с 25 марта, т.к. это выходной)

Компаниям уплатить налог за прошлый год

до 28 марта

ИП подать декларацию

до 25 апреля

ИП уплатить налог за прошлый год

до 28 апреля

Компаниям и ИП уплатить авансы

до 28-го числа месяца после отчетного периода. Сроки в 2023 году:

  • за 1 кв. — до 28 апреля;
  • за полугодие — до 28 июля;
  • за 9 мес. — до 30 октября (срок перенесен с субботы 28 октября)

Новый профстандарт для педагогов

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.

Читайте также:  Вид на жительство в России, бланк заявления на ВНЖ. Образец заполнения

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Как работать с профстандартами?

Правительство РФ в Постановлении от 27.06.2016 N 584 установило, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются поэтапно на основе утвержденных государственными и муниципальными учреждениями планов по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны составляться с учетом мнений представительных органов работников и содержать в том числе:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профессиональных стандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Различия старой и новой системы

Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.

В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:

  • чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
  • в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
  • уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.

Новая система оценивания для учителей

Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Читайте также:  Несовершеннолетним об ответственности

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

Области применения профессиональных стандартов

Пунктом 25 Правил № 23 предусмотрено, что профессиональные стандарты применяются работодателями в следующих случаях:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при разработке должностных инструкций;
  • при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Какую информацию раскрывать в отчётности

В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:

  • балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
  • балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
  • данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
  • результат от списания за отчётный период;
  • результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
  • сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
  • балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
  • способы оценки по группам;
  • элементы амортизации и их изменения;
  • наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
  • величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *