Дистанция между автомобилями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дистанция между автомобилями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
Ответственность за несоблюдение дистанции
За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.
Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.
В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.
Штрафы за несоблюдение дистанции
Проезд не по предписаниям знака 3.16 рассматривается как административное нарушение. Штраф назначается в размерах до 1500 рублей.
Повторное «злодеяние по КоАП влечет увеличение санкций до 3000 рублей. А кто так и не разобрался в правилах ПДД, рискует потерять водительские права.
Статья КоАП 12.15 предполагает подобные действия в отношении автолюбителя, нарушившего пункт 9.10. Всякий маневр, совершенный при движении по проезжей части, может быть зафиксирован на видеорегистратор или камеры наблюдения.
Также любое неправильное действие, которое привело к ДТП, влечет опять же назначение штрафа и по статье 12.15.
Эффективный промежуток выбирает сам водитель. Согласно Правилам ПДД 9.10 он должен быть установлен такой, чтобы избежать столкновения.
Рекомендуемые расстояния в городской среде при скорости 60 км/ч – 3-4 метра, на трассе, при разгоне до 80 км/ч -15-20 метров.
Что такое дистанция в ПДД
Общее понятие «дистанция» — это расстояние между двумя объектами, взятое по направлению. Если объекты движутся навстречу друг другу, или один объект стоит на месте, а второй к нему приближается, то это означает, что дистанция между ними сокращается.
Поскольку, на дороге в роли объектов выступают участники дорожного движения, и эти участники подчиняются определенному порядку, принято говорить, что они движутся на некоторой дистанции, соблюдая, при этом, боковой интервал.
Из всех участников дорожного движения, в число которых входят и транспортные средства, и пассажиры, и пешеходы, в данном вопросе (о соблюдении дистанции) нас интересуют только транспортные средства.
Дистанция может быть встречная (когда ТС движутся навстречу друг другу) и попутная (когда ТС следуют друг за другом). Расстояние между бортами машин (транспортных средств) носит название боковой интервал.
ПДД не дают официальное определение термину «дистанция», соответственно, в Правилах не указано ее значение в цифрах. Тем не менее, транспортные средства движутся, расстояния между ними постоянно изменяются, и возникает вопрос:
Какая должна быть дистанция между транспортными средствами, чтобы движение осуществлялось в соответствии с ПДД, т.е. не создавая помех друг другу?
Поскольку движение у нас правостороннее, Правила разделяют попутное и встречное движение, то в рамках ПДД встречной дистанцией можно пренебречь. О дистанции в ПДД есть смысл рассуждать только в тех случаях, когда два или несколько автомобилей следуют попутно друг за другом в пределах одной полосы движения.
В пункте 9.10 ПДД есть следующие строки:
«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, …».
Таким образом, дистанция до едущего впереди автомобиля в ПДД — это расстояние удаления того, «переднего» автомобиля, от вашего, т.е. расстояние, на котором «передний» автомобиль, движущийся попутно, удален от вашего по линии полосы проезжей части.
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.
Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.
Несколько примеров для иллюстрации:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Правила требуют, чтобы между автомобилями было достаточно места не только спереди и сзади, но и по бокам. Безопасное расстояние между бортами во время движения в населенных пунктах составит 1-1,5 метра. При движении по магистрали на высокой скорости — половина ширины машины, но не менее 1,5 метров.
Вообще, чем это расстояние больше, тем безопасней. Оптимально двигаться строго по центру своей полосы и помнить, что может встретиться не только 4-колесное транспортное средство, но даже мотоциклист или велосипедист. Они нередко ездят между рядами, в связи с чем большое межбортное расстояние понизит риск ДТП.
Зачем соблюдать расстояния? Помимо требований ПДД о соблюдении дистанции между бампером и бортом, стоит помнить о банальной безопасности при движении по дорогам.
Опубликована статистика ДТП за январь — июнь 2016 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 — ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.
Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД — «Расположение ТС на проезжей части».
Пункт 9.10 — водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 — водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.
Дистанция и боковой интервал во время движения на автомобиле
Безопасность во время движения зависит в том числе и от того, какую дистанцию привыкли соблюдать водители. Некоторые опасаются приближаться к другим машинам и стараются держать большой интервал, а другие порой дышат в затылок и ощущают себя вполне комфортно. Данный вопрос регулируется пунктом 9.10 ПДД. При этом, правильная дистанция должна соблюдаться не на цифрах, а при обстановке на дороге. Если автомобилист не стал участником ДТП, значит она была безопасная.
Дистанция не соблюдается. Но как тогда водителям расценивать обстановку, если другой автомобилист сильно прижимается, но аварии не происходит. Получается, что он ничего и не нарушает? И означает ли это то, что при столкновении виновником всегда будет задний автомобиль? В большинстве случаев, так оно и происходит. Но в любом правиле есть исключения, которые рассмотрим ниже. Один из таких случаев связывается с пунктом 10.1 ПДД, когда автомобилист обязан выбирать такую скорость, чтобы можно было произвести быструю остановку при необходимости.
Если автомобиль впереди не движется. Данная ситуация расценивается по пункту 10.1 ПДД. Если водитель не заметил автомобиль впереди и не смог вовремя остановиться, то сотрудник ГИБДД будет оформлять протокол. И именно здесь будет указано, что водители ехали с такой скоростью, которая не позволила произвести экстренную остановку.
Боковой интервал. На некоторых сайтах можно увидеть «точные» данные о боковом интервале во время движения. Однако, в ПДД этой информации нет. Здесь указано только то, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасность во время движения. Определять такой интервал нужно с учетом многих факторов. В запасе всегда должно быть расстояние на случай, если возникнут следующие факторы:
увод автомобиля во время замедления;
увод в сторону из-за дефектов дорожного полотна;
внезапный поток ветра.
Итог. Интервал во время движения влияет на безопасность. Несмотря на то, что в ПДД не указано точных цифр, определить данный параметр можно и самостоятельно.
Способы определения расстояния
Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками. Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:
- Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
- Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
- Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.
Требуемая дистанция и тормозной путь
В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС.
Чтобы понять, насколько важно соблюдать дистанцию, существует наглядная таблица, в которой показан тормозной путь передвигающейся машины на различных скоростях.
Скорость ТС перед торможением | Расстояние, пройденное ТС (быстрая реакция водителя за 1 с), м | Тормозной путь в зависимости от покрытия, м | Расстояние до полной остановки ТС, м | ||||
сухое | мокрое | обледенелое | сухое
(гр. 2 + гр. 3) |
мокрое
(гр. 2 + гр. 4) |
обледенелое
(гр. 2 + гр. 5) |
||
30 км/ч | 8 | 6 | 9 | 17 | 14 | 17 | 25 |
40 км/ч | 11 | 11 | 15 | 31 | 22 | 26 | 42 |
50 км/ч | 14 | 16 | 24 | 48 | 30 | 38 | 62 |
60 км/ч | 17 | 23 | 35 | 69 | 40 | 52 | 86 |
70 км/ч | 19 | 31 | 47 | 94 | 50 | 66 | 113 |
80 км/ч | 22 | 41 | 62 | 123 | 63 | 84 | 145 |
90 км/ч | 25 | 52 | 78 | 156 | 77 | 103 | 181 |
100 км/ч | 28 | 64 | 96 | 192 | 92 | 124 | 220 |
Методики соблюдения правильного расстояния на дороге
Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками.
Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:
- Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
- Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
- Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.
Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.
Интенсивное и быстрое движение, особенно во время дождя или снега, требует куда большей осторожности. В этом случае лучше подстраховаться и двигаться на максимально разумной дистанции от едущего впереди.
Выбор безопасного интервала
Рассмотрим факторы, которые влияют на выбор безопасного интервала во время поездки:
- Время реакции водителя (стаж вождения).
- Разница характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля.
- Состояние покрытия полотна дороги (асфальтовое покрытие или гравий, наличие ям и трещин).
- Погодные условия – вождение автомобиля во время дождя, ограниченная видимость при тумане, зимний сезон (зимой у впереди идущего автомобиля может стоять хорошая шипованная резина, что не всегда можно определить по внешнему виду автомобиля).
- Время суток (освещённость участка дороги).
- Скорость движения.
- Место проезда (город или магистраль или режим на автотрассе).
- Ограничение обзора. Наиболее распространенная ситуация, в условиях ограниченного обзора, водитель не замечает стоп-сигналы впереди идущего автомобиля при внезапном его торможении. Так к примеру, если вы движетесь за большегрузным транспортом, то не в состоянии рассмотреть обстановку впереди идущего автомобиля.
- Скорость транспортного потока. На загородной дороге поток автомобилей не плотный, скорость движения выше городской, потому дистанцию следует увеличить.
- Не соответствует действительности мнение «чем больше дистанция – тем лучше» (в плотном городском потоке чрезмерное увеличение дистанции спровоцирует более опытного водителя или «хама» перестроиться перед вашим автомобилем, тем самым мгновенно сократив дистанцию до критической).
- Городские пробки. Во время остановки на светофорах или в пробке, дистанция между автомобилями должна быть около 2-х метров на тот случай, чтобы была возможность объехать передний автомобиль.
- При остановке на подъеме дистанцию следует увеличить, учитывая возможность отката переднего автомобиля назад.
В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.
Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.
В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:
- автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
- за рулем машины находится новичок;
- дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
- водитель резко увеличивает скорость;
- водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.
Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:
- по мокрому асфальтобетонному покрытию;
- по обледенелой дороге;
- по мокрой грунтовой дороге;
- по заснеженной дороге.
Несоблюдение эффективного расстояния увеличивает риск попутных столкновений.