Нужны ли права на скутер 49 кубов? Какие категории, требования и штрафы?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер 49 кубов? Какие категории, требования и штрафы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Электровелосипед можно определить как нечто промежуточное между мопедом и обычным велосипедом. Из-легкой конструкции он может развивать приличную скорость, с мотором мощностью менее 250 Ватт. Последнее обстоятельство играет определяющую роль при решении вопроса о правах.
Если мощность электровелосипеда превышает 250 Ватт — наличие прав категории М обязательно, а транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД.
Электровелосипедом с меньшей мощностью можно управлять без прав, и регистрировать его не нужно.
Сложность заключается в том, что для сотрудника ГИБДД довольно затруднительно установить мощность двигателя, если она нигде не обозначена. Во избежание разногласий на этой почве рекомендуется всегда иметь при себе документ, содержащий данную характеристику.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
Предназначение водительского удостоверения
Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.
Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.
ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.
Экзамен для получения водительского удостоверения на мопед
Официальный экзамен может приниматься только органами ГИБДД. Для визита потребуется предварительная запись на сайте государственных услуг. За экзамен не взимается государственная пошлина, но возможно, придется заплатить автошколе за предоставление мопеда. В среднем, это обойдется в 500 рублей за час.
В назначенное время необходимо прийти в ГИБДД, где сначала сдается теоретическая часть. Билеты и вопросы из них находятся в свободном доступе, поэтому можно заранее подготовиться. На экзамене предоставляется 1 билет, решить который необходимо за 20 минут. При этом максимальное количество ошибок 2, но за каждую из них дополнительно выдается по 5 вопросов по соответствующей теме.
ВАЖНО !!! После сдачи теории предусмотрена практическая часть. Также, как и с мотоциклом, она проходит только на автодроме, езда по городу не проводится. На специальной площадке водитель должен показать свои навыки, полученные во время обучения. Для успешной сдачи достаточно выполнить несколько упражнений, выбранных инспектором.
Существует определенный регламент, который должен выполняться при сдаче экзамена. Если ученик выполняет упражнения с нарушениями, попытка засчитывается как неудачная. Пересдача возможна не ранее, чем через неделю, а после второго раза – только через месяц. Поскольку каждый раз нужно платить за предоставление мопеда, большое количество пересдач невыгодно для самого ученика. Кроме этого, результаты теоретического экзамена действует только полгода, после чего потребуется повторное прохождение теста.
Требования для получения удостоверения
Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:
- Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
- Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
- Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
- Сдача экзамена в ГИБДД.
Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:
- основы ПДД;
- особенности управления автотранспортом;
- порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
- степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.
При сдаче «теории» курсанту «разрешено» допустить не более двух ошибок. После этого он будет допущен к практической части тестирования, которое включает:
- движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
- основы маневрирования и движения по восьмерке;
- прочие требования инспекторов.
Если тестирование не удастся пройти сразу, разрешена вторая и третья попытка (каждая — с перерывом в 7 дней). В случае трехкратной «несдачи», следующий допуск к практическому тесту можно будет получить только через месяц.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Еще по теме: Как взять справку из наркологического диспансера?
В 2013 году появились права для управления скутером и иными малолитражными транспортными средствами. В категорию «М» вошли скутеры, мопеды, а также легкие квадроциклы. Законодательство уточняет, что к данной категории причисляются механические средства передвижения со следующими характеристиками: К данной категории приравняли даже велосипеды, оснащенные двигателем, если его мощность соответствует показателям скутера. Водители данной техники должны явиться в ГИБДД для прохождения обучающего курса и получения соответствующего документа. Самостоятельная подготовка материала к сдаче экзаменов упразднена. При проверке сотрудниками Госавтоинспекции водитель обязан предъявить либо права на 50 кубовый скутер, либо временное разрешение на вождение данного транспортного средства. В законе говорится, что право на управление ТС категории «М» обладают водители, имеющие любую другую открытую категорию. То есть, при наличии прав на управление средством передвижения категории «В» или «А» управление мопедом разрешается.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Права на скутер требуются с 2014 года. Особенности их получения следующие:
- Скутер отличается от мопеда конструктивными особенностями и основная их модельная масса относится к легким мотоциклам (подкатегория «А1»).
- От мотоцикла, а именно от классического мотороллера скутер отличается меньшей мощностью, меньшими размерами и весом.
- В ПДД и других нормативах нет официального понятия «скутер».
- Права на скутер не нужны, если он предназначен для мотоспорта, но на таком транспорте запрещено передвигаться по дорогам общего пользования.
- Если у вас имеются права с любой открытой категорией, управление скутером автоматически становится доступным. А если водительское удостоверение получается впервые, можно оформить категорию «М» или «А1» либо любую другую, при которой «М» присваивается автоматически.
- При остановке сотрудником ДПС проверяются права и иные документы из дорожного пакета, а если есть подозрения на несоответствие конструкции скутера – маркировка транспорта пробивается по базе.
- Если инспектор неправильно определил категорию и незаконно выписал штраф, протокол обжалуется в стандартном порядке.
- По закону вы должны иметь при себе только обязательный дорожный пакет документов. Но если скутер относится к подкатегории «М», то желательно также иметь при себе техпаспорт производителя, чтобы в случае споров с сотрудниками ДПС оперативно доказать свою правоту и не тратить лишнее время на препирательства.
- Если переоборудовать скутер, поставив более мощный двигатель, нужно не только сменить категорию «М» на «А1», но и оформить конструктивное изменение официально. В противном случае в регистрации будет отказано, а транспорт потеряет право передвижения по ДОП.
- Права на скутер можно получить с 16 лет, пройдя обучение в автошколе, медкомиссию и экзамены.
- Стоимость удостоверения складывается из цены водительских курсов, медицинского обследования и госпошлины. Первые два показателя не являются фиксированными и зависят от региона предоставления услуг.
Достаточно часто покупают малолитражные скутера за рубежом, потому что, как правило, там они стоят дешевле и практически всегда находятся в лучшем состоянии. Однако, это все подходит для сравнения, если человек приобретает б/у мопед. Если же это новый — его состояние будет естественно отличным от бэушного.
При покупке за рубежом оформляется специальный документ, с помощью которого подтверждается тот факт, что мопед был ввезен в страну легальным образом. Не стоит забывать, что документы о «растаможке» должны быть оформлены на владельца скутера.
После этого можно отправляться на регистрацию транспортного средства в ГИБДД. Там, после всей процедуры оформляется технический талон, и выдаются номера, которые закрепляются сзади. Технический талон является тем документом, который должен быть у водителя всегда при движении по дороге.
Подведя итог, следует сказать, что с 2017 года в соответствии с законом, скутера приравниваются к механическим транспортным средствам (даже малолитражные), а это значит, что они проходят регистрацию в ГИБДД. Это возможно, как с наличием всех документов, так и с их отсутствием. Стоит отметить, что во втором случае процедура является гораздо дольше и сложнее. Также следует запомнить, в соответствии с изменениями в российском законодательстве управлять мопедом можно начиная с 16-ти лет.
Порядок получения водительских прав
Получить права категории М, А или А1 можно, следуя нормам 196-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. В соответствии с их положениями, чтобы получить права на мопед или скутер, соискатель должен:
- удовлетворять требованиям по возрасту;
- иметь медицинские показания к управлению ТС.
Последовательность действий, необходимых для того, чтобы открыть категорию М, А и А1 для управления скутером или мопедом:
- Получить медицинское заключение.
- Пройти курс обучения ПДД и навыкам управления ТС в мотошколе.
- Сдать экзамены (теоретическую и практическую части, их принимают уполномоченные сотрудники ГИБДД).
- Уплатить госпошлину.
- Сдать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.
Типовой перечень документов для получения водительских прав:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство о прохождении обучения;
- медицинское заключение по форме № 083/У.