Правила дорожного движения. Изменения с 27.10.2022 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения. Изменения с 27.10.2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.
Что делать велосипедисту при ДТП
Даже если вы знаете все правила дорожного движения от А до Я и соблюдаете их, на дороге можно попасть в ДТП не по своей вине. Что же делать в такой ситуации?
В первую очередь оцените свое состояние. При любой аварии велосипедист подвергается бОльшему риску для жизни и здоровья, чем водитель автомобиля. Если чувствуете сильный ушиб, не вставайте до приезда скорой помощи.
Дальнейшие действия зависят от степени тяжести аварии:
- если столкновение было не сильным, водитель признает свою вину и готов помочь — оцените ущерб, причиненный велосипеду (можно доехать до ближайшей мастерской), попросите водителя оплатить его, напишите расписку, что не имеете претензий;
- если столкновение было более серьезным и водитель не признает свою вину — вызывайте ГИБДД. Пока дожидаетесь сотрудников, организуйте объезд места происшествия, зафиксируйте его на фото или видео, найдите свидетелей и запишите их имена и телефоны.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.
Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2~4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.
Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).
Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).
Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).
Велосипедистам запрещается
Многие люди воспринимают запреты либо чем-то глупым, либо покушением на их права и свободы. Но в данном случае эти запреты написаны слезами и кровью. Берегите себя и своих близких.
- Выделываться и ехать, не держась за руль нельзя. Хотя бы одной рукой байкеру необходимо держать на руле.
- Перевозить негабаритный багаж, создающий проблему для движения и управления.
- Катать людей, если байк не приспособлен для перевозки пассажиров.
- Катать ребятишек до семи лет без спецкресел.
- Нельзя буксировать. Исключения составляют специальные велоприцепы.
- Переезжать по пешеходнику, пересекая автодорогу. Подъехав к переходу, необходимо спешиться.
- Поворачивать налево по ж/д путям для трамваев, а также где дорога имеет две и больше полос для движения.
- Заезжать под знак 3.9 «Движение велосипедам запрещено». Кстати, под этот знак нельзя заезжать водителям скутеров или мопедов, так как объём двигателя таких ТС менее 50 см3
- Выезжать на автомагистраль.
Глава 6. Права и обязанности водителей и других лиц в особых случаях
Было в 2020 г. | Стало в 2022 г. |
---|---|
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать: … без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, главы 19 настоящих Правил. |
25. Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать: … без включения маячков синего или синего и красного цветов от требований подпункта 10.4 пункта 10, пункта 124, главы 19 настоящих Правил. |
31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
31.2. … |
31. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
31.2. … |
31.4 … — обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866); |
31.4. … — обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530; |
Условные сигналы руками
Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:
- Остановка — поднятая вверх рука (не важно, правая или левая).
- Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука.
- Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.
Несовершенство Правил
Действующие ПДД достались Беларуси в наследство от СССР, и многое в них устарело, а многое — не предусмотрено.
Например, в Правилах нет упоминания таких видов транспорта, как электровелосипеды и электросамокаты, хотя они способны развивать приличную скорость и на улицах городов их все больше с каждым годом. Люди на роликах, скейтах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах считаются пешеходами, и по Правилам должны ездить по пешеходным, а не велодорожкам.
Как обезопасить себя и детей на дорогах
- Переходите проезжую часть с детьми только на пешеходных переходах, при этом держите ребенка за руку и убедитесь, что транспорт уступает вам дорогу.
- В местах, где нет пешеходных переходов, переходите там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- При движении вдоль дороги, где нет тротуаров, двигайтесь по обочине, навстречу движению транспорта.
- При движении в темное время суток на неосвещенных дорогах нужно обозначить себя и ребенка световозвращающими элементами или использовать одежду, обувь которые имеют световозвращающие вставки.
- Не оставляйте детей без присмотра рядом с дорогой.
- Во время прогулок с детьми обращайте их внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки и учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.
- При приближении автобуса к остановке, до полного прекращения его движения, к нему подходить запрещено.
- При выходе из общественного транспорта первыми рекомендуется выходить взрослым и помогать выйти детям или принимать маленьких детей.
- Если при переходе улицы Вы держите ребенка на руках, будьте осторожны, он закрывает вам обзор улицы.
Электронные документы водителя
В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:
«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.
Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):
- Лицензионная карточка;
- Временное разрешение на право управления ТС;
- Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Проезжая часть — самое безопасное место для велосипедиста?
Получается, что так. Только на проезжей части мы можем ехать настолько быстро, насколько способны, и это будет дополнительным плюсом в дорожном маневрировании. Основную опасность представляют припаркованные машины с открывающимися дверьми и подрезающие водители, желающие повернуть направо.
Прочитайте мою статью Опасности для велосипедиста, в которой я собрал список основных проблем, которые мешают безопасному движению на велосипеде в городе, плюс еще от читателей, в которых они дополняют эту острую тему.
Понемногу на дорогах стали появляться выделенные велосипедные полосы — это очерченная часть проезжей части, где нельзя парковать автомобили (так это должно работать). Кроме этого, с 2020 года разрешили велосипедистам двигаться по выделенным полосам общественного транспорта, это тоже повышает безопасность.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Был велосипед, стал мопед
В ПДД дано новое определение велосипеда — добавлен вариант «веломобиль». Таковых средств передвижения пока немного в Беларуси, но они есть.
Также учтены электровелосипеды. И если у него номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки — более 0,25 кВт, а максимальная скорость — свыше 25 км/ч, он будет официально считаться мопедом. Это значит, что ездить на таком транспорте по тротуарам и велодорожкам нельзя. Нужно иметь водительские права, надевать шлем и двигаться по дороге.
Все виды средств персональной мобильности тоже ограничили скоростью 25 км/ч.
Поэтому начиная с 27 октября электрический «харлей» на тротуаре — это уже нарушение, а относительно тихоходный электросамокат или электровелосипед — нет.
Также теперь детям до 14 лет однозначно запрещено ездить на электросамокатах, моноколёсах и прочей подобной технике. Делать это можно только во дворе.
Нельзя будет кататься вдвоём на СПМ, если техника рассчитана на одного человека.
По новым правилам пользователи СПМ во многом приравнены к пешеходам.
Где ездить желательно, не стоит, запрещено
При выборе маршрута рекомендуется выбирать дороги с низким трафиком: так езда будет более комфортной, быстрой, меньше риска попасть в ДТП или отравиться выхлопами.
Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.
Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.
Рекомендации по правилам безопасности при езде на велосипеде
На велотранспорте вполне можно нарваться на неприятности. Неровности дорожного покрытия или атмосферные явления могут стать причиной падения. Поэтому для безопасности на дорогах важно:
- Надевать защитный шлем, идеально подогнанный по размеру, без дефектов.
- От слепящего солнца наличие козырька.
- Выбрать шлем яркой расцветки.
- Приветствуется наличие светоотражающей полоски.
Используя велосипед как средство передвижения, нужно всегда помнить, правила существуют для каждого водителя. В том числе и велосипедист участник дорожного движения.
Вот эти правила дорожного движения для велосипедистов:
- До начала движения следует удостовериться в надежности транспорта. То есть должны быть в рабочем состоянии руль, тормоза, колеса, цепь. Должны гореть все фонари, быть в наличии светоотражатели.
- Надеть удобную одежду с светоотражающими деталями.
- Держаться крайней правой полосы либо ехать по обочине, тротуару.
- За руль держаться обеими руками. Никакая безопасность на велосипеде невозможна без этого правила.
- Не перевозить на велосипеде пассажиров старше 7 лет. Для ребенка требуется дополнительное детское сиденье.
- Нельзя перевозить крупногабаритные грузы.
- Запрещены повороты и развороты, когда дорожное полотно двух и более полосная по ходу движения.
- Нельзя буксировать велосипед.
- Нельзя обучать кататься на велотранспорте на улице, трассе.
- Нужно уступать дорогу транспорту, движущемуся по главной дороге.
- При массовом выезде, колонна велотуристов должна делиться на группы и ехать друг за другом по одной линии.
- Нельзя разговаривать по телефону или слушать плеер.
Важно быть внимательным ко всему, что происходит вокруг, уметь быстро тормозить, если понадобится. Нужно понимать, что на безопасность движения могут оказать влияние такие факторы:
- скорость движения и опыт вождения всех участников движения;
- состояние дороги;
- влияние дождя на качество езды.
При езде в сырую погоду трасса имеет такие особенности:
- удлиняется тормозной путь;
- велосипед плохо слушается руля, скользит;
- видимость ухудшается;
- транспорт на поворотах заносит.
С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?
- С 14 лет на велосипеде без двигателя (или маломощным двигателем);
- С 16 лет при наличии двигателя на велосипеде, имеющего мощность от 20-25 до 50 километров в час.
Согласно ППД транспортное средство, имеющее мощность передвижения свыше 25 километров в час, автоматически признается мопедом. А вождение на нем требует специального разрешения от государственных органов – водительского удостоверения.
Получить такое удостоверение возможно исключительно после положительного решения комиссии после сдачи экзаменов. Гражданин обязан знать нормы права, регулирующие все вопросы, связанные с передвижением на данном транспортном средстве.
Если велосипед без мотора, то для водителя устанавливаются следующие правила:
- Не разрешается управлять транспортным средством одной рукой;
- Не разрешается превышать допустимый вес, на который рассчитан велосипед;
- Запрещается пересекать дорогу по светофору и зебре (необходимо слезть с транспортного средства и стать пешеходом);
- Запрещается везти рядом малолетнего ребенка без специальных приспособлений.
Установленные правила рекомендуется соблюдать во избежание наложения административного штрафа, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Для велосипедистов суммы штрафов небольшие, если в процессе совершения правонарушения не был причинен вред другому гражданину.
Общие требования ПДД для велосипедистов
С декабря 2018 года у российских велосипедистов появилось немного больше правовых оснований на дорогах общего значения. Никто не отменял обязанности велосипедиста, подчинятся общему порядку, и следовать определённым правилам езды на велосипеде:
- Велобайкер беспрекословно подчиняется светофорной сигнализации, сигналам регулировщика, требованиям дорожных знаков.
- Велобайкер обязан указывать рукой, какой манёвр он намерен сделать.
- Обязанностью велобайкера позаботиться о присутствии приборов освещения у велобайка.
- Велобайкер обязан освоить правила безопасного вождения велосипеда и мопеда, как в теории, так и на практике
Байкер принимает участие в движении на дороге, как водитель немеханического средства транспорта. Тот, кто управляет велобайком, обязан, неукоснительно подчиняется требованиям указанных в п.п. 2.3, 2.7, 24.8, настоящих Правил. Эти пункты правил, настоящая памятка велосипедисту, хорошо, если каждый байкер будет знать ПДД.