Что такое система «Платон» и как она действует?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое система «Платон» и как она действует?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).

Эффект для страны от введения системы ПЛАТОН

Транспортная загруженность просто огромная, ежедневно автомобили доставляю грузы по всей стране, как в большие города, так и в маленькие населенные пункты. Как отмечает руководитель проекта, сумма всех грузовых поставок по стране обходится примерно в 5 млрд. рублей, а ущерб дорогам нанесен аж на целых 180!

Чтобы сбалансировать эти цифры и подвести к единому знаменателю, и была запущена система покилометровой оплаты с большегрузного транспорта по всей стране.

Собранные деньги пойдут на облагораживание дорог по всей стране – реконструкцию и прокладку новых трасс, а это, безусловно, пойдет на пользу развития хозяйственной деятельности государства и улучшению экономической обстановки.

Вы сможете получить информацию по другим актуальным сегодня вопросам с этой странице в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.

Бортовое устройство. Принцип работы

Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.

Бортовой «Платон» крепится на лобовое стекло при помощи двустороннего скотча либо присосок. У большегрузов обычно крупное лобовое стекло, поэтому обзор БУ не заслоняет. У прибора нет дисплея и всего одна кнопка, отвечающая за подачу или отключение звукового сопровождения поездки.

Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.

  • Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
  • Второй – это связь прибора с оператором.
  • Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
  • Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
  • Пятый – связь со спутником
  • Шестой – индикатор сигнала сотовой связи

После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.

Использование глушилок

Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.

Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.

Что включает в себя и цель создания

Распространяется система на 51 тысячу километров дорог РФ. Стабильная работа налажена благодаря следующим факторам:

  • информационным центрам;
  • геоинформационной и автоматической расчетной системе;
  • наличию бортовых устройств, производящим замеры и расчеты;
  • стационарному и мобильному контролю;
  • сайтам, обеспечивающим круглосуточную поддержку;
  • Call центру, дающему информацию 24/7.

Финансы, полученные благодаря системе «Платон», идут на следующие государственные нужды:

  • развитие дорожной и транспортной инфраструктуры;
  • ремонт, строительство и поддержание дорог федерального значения.

Функционирование этой государственной программы не только улучшает состояние дорог, но и снижает нагрузку на муниципальную и государственную казну. Таким образом, повышаются транспортно-эксплуатационные параметры.

Законы, регулирующие работу системы «Платон»

Систему взимания средств «Платон» регулируют законы, нормативно-правовые акты и документы, разработанные с 2005 года и действующие сегодня:

  • Транспортная стратегия РФ в последний редакции до 2030 года;
  • ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах…»;
  • Правительственные Постановления: № 843, № 928, №1191 (коэффициент с размером платы) и № 474;
  • ФЗ Российской Федерации № 68;
  • Правительственное распоряжение № 1662-р.

Также в регуляции системы участвует КоАП, где указаны правонарушения и штрафные санкции.

Система «Платон»: основные данные

Запущенная в 2015 г. система «Платон» предназначена для оплаты передвижения многотоннажных фур по федеральным автотрассам. Она обеспечивает сбор, оперативную обработку и передачу данных о движении транспортных средств. Взимание платы осуществляется системой в автоматическом режиме и распространяется на автотранспорт, имеющий разрешенную массу более 12 т.

Дорожный сбор начисляется в счет компенсации для возмещения вреда, который причиняется крупногабаритным автотранспортом весом больше 12 тонн автотрассам федерального значения общего пользования. Дорожный сбор с каждого многотонника с любым весом, больше разрешенного увеличился с 1,53 руб. за 1 км (2016 г.) пути до 3,06 руб. (2016 г.- декабрь 2018 г.)

Важная информация! Проектная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» – это единственный оператор взимания платы и исполнитель проекта.

Доброго времени суток уважаемые читатели. Сегодня расскажу о установке бортового устройства Платон (БУ ЦСИ 1201). Но для начала коротко ознакомлю с таким явлением как Платон, кто не в курсе. Платон — это система легального отъема денег у владельцев ТС с максимальной массой более 12 тонн. О Платоне все. Помочь с установкой БУ попросил знакомый перевозчик, причем основная проблема не в самой установке, т.к. для этого БУ особыми знаниями автоэлектрика обладать не нужно, а в ознокомлении с технической документацией и донесении основного смысла до водителей. Почему бы и нет, интересно посмотреть в живую на электронную машинку «отжима» денег, вот собственно и они

У перевозчика в собственности 4 грузовика: две Вольво и два Камаза. Если у Вольво проблем с установкой не предвиделось, то Камазы не имели прикуривателей и установкой последних надо было заняться в первую очередь. Но прежде всего откроем одно из устройств и ознакомимся с документацией.

В связи с кризисной ситуацией государство не имеет возможности выделять дополнительные средства на поддержание автодорог в должном состоянии. Но оставлять эту отрасль совсем без средств нельзя – дальнейшее разрушение автотрасс только усугубит кризисные явления. Что же делать? Проблемы, по мнению российских чиновников, могут быть решены благодаря запуску «Платона» – сбор за первые 12 месяцев может составить около 40 миллиардов рублей. Но с этими предположениями согласны не все. Часть дальнобойщиков, приняв «правила игры», стали регистрироваться, оформлять маршрутные карты, получать бортовые приборы и продолжать грузоперевозки. Другие же дальнобойщики скептично отнеслись к нововведению, в результате чего власти идут уступки.

Многочисленные протесты дальнобойщиков возымели силу, и правительство приняло решение о внесении определенных изменений в систему взимания денег. Власти стали делать шаги навстречу протестующим. Во-первых, более чем в два раза был снижен тариф – до конца февраля была установлена стоимость километра федеральной трассы в размере 1,53 рубля, изначально же планировалось взимание 3,73 рубля. С начала марта стоимость стала равна 3,06 рубля за километр, что тоже меньше заявленной ранее суммы.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Во-вторых, первоначальный уровень штрафов был снижен практически в сто раз. Если с юридических лиц планировалось брать суммы от 450 тысяч до одного миллиона (в зависимости от того, первым является данное нарушение или повторным), то после изменений штрафы с владельцев многотонников снизились до 5 тысяч при первом нарушении и до 10 тысяч рублей при повторном.

В-третьих, взимание штрафов до конца апреля текущего года производится только в столичной области.

Кроме того, Минэкономразвития России выступило с предложением сохранить для многотонных грузовиков льготный тариф на 12 месяцев. Другое важное решение, сделанное для уменьшения нагрузки на перевозчиков, – отказ от индексирования платы в зависимости от уровня инфляции.

Также по указанию Президента России, готовится законопроект о вычетах. Его вступление в силу уменьшит транспортный налог для фур на величину «платоновских» отчислений.

Эксперты считают, что в этих решениях есть недостатки, поэтому впоследствии возможны проблемы. Придется что-то делать, ведь замороженный тариф в сумме с вычетами недодаст казне более 24 миллиардов рублей.

Порядок оплаты проезда через «Платон»

Все грузовые машины с допустимой наибольшей массой 12 тонн и выше обязали снабдить спутниковыми устройствами навигации GPS и ГЛОНАСС. Также устанавливаются приборы для передачи информации по сотовым сетям. При выезде большегрузных автомобилей за границы населенного пункта, на них должны находиться указанные устройства и должна быть зарегистрирована учетная запись на сайте Платона.

Если данные автомобили постоянно перевозят грузы, то целесообразно поставить на них бортовые приборы, определяющие пройденное расстояние, и передающие данные в контрольный пункт. Чтобы проехать только один раз водитель может использовать Маршрутную карту. В ней заключены сведения об автомобиле, сроках и маршруте пути. Отсюда определяется сумма для оплаты.

Отклонение от маршрута не допускается. Для контроля служат мобильные пункты и стационарные рамки.

На сегодняшний день работы Платона, организована постоплатная система. Но деньги должны перечисляться на личный баланс, закрепленный за конкретным автомобилем, заблаговременно, до начала пути. После поступления сигнала с устройства автомобиля, система определяет цену и списывает деньги автоматически. Если режим проезда будет нарушен, либо машина окажется незарегистрированной в Платоне, либо бортовое устройство сломано, то на автовладельца будет выписано постановление о штрафе. Поэтому водителям невыгодно нарушать правила платежей.

Что из себя представляет система «Платон» и в чем заключается ее принцип действия?

«Платон» — это система взимания платы на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. Данная аббревиатура расшифровывается как «плата за тонну». Под контроль системы берутся грузовые автомобили, чья масса превышает 12 тонн. «Платон» действует на федеральных трассах, полученные средства идут на ремонт и строительство дорожного полотна, а также на создание инфраструктуры. Дополнительная функция системы — контроль над недобросовестными перевозчиками, которые работают по серой схеме без оформления необходимых документов на транспортировку грузов большегрузными транспортными средствами.

Система «Платон» в России внедрена с 2015 года и за первый год функционирования под данным Росавтодора было отремонтировано 1000 и более автомобильных дорог, 3 путепровода и 28 мостов. Изначально тариф для транспортных средств свыше 12 тонн единый тариф составлял 1, 53 руб./км. Несколько раз данная единица подвергалась незначительной индексации. Актуальный на сегодняшний момент курс тарифа следует уточнять на официальном портале «Платона».

Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?

Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:

  • Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
  • Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
  • Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.
Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Сервис автоматически собирает, систематизирует и хранит информацию о перемещениях каждого зарегистрированного транспортного средства на трассах общего пользования. Возмещать причиненный магистралям вред будут хозяева машин с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, непосредственно за проезд.

Для некоторых ТС существуют исключения:

  • автобусы;
  • автомобили, оборудованные звуковыми сигналами и проблесковыми маячками – пожарная техника, кареты скорой помощи, полицейские и военные машины, транспорт аварийно-спасательных служб;
  • трал для транспортировки военной техники и оружия.

Правовое регулирование

Система «Платон» работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 «О дорогах для транспорта» закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и заключили договор по регулированию рассматриваемой системы «Платон».

Какие бывают модели БУ

Приобрести БУ Платон можно только в специализированных Центрах. На сегодняшний день представлено пять моделей:

Наименование Производитель Описание Сертификат
БУ 1201 Центрсвязьинком город Москва Имеет форму кристалла, светодиодная индикация расположена в центре. июль 2015
БУ 1201 2016 Центрсвязьинком город Москва Модифицированная версия предыдущей модели. март 2016
БК-СВП 1.0 ООО «Глобальные системы автоматизации» (ГЛОСАВ) г.Москва Прямоугольная форма с индикацией вверху и внизу. сентябрь 2016
БУ-101 ООО «НТЦ «Измеритель» Чёрная пластиковая коробочка с индикацией вверху. Кнопка управления расположена в центре. сентябрь 2015
БУ МТ 001 ООО «МосОблТелематика» Прямоугольная форма с управлением в центре. Есть присоски для крепления к лобовому стеклу. август 2019

У каждого бортового устройства есть декларации, сертификаты и паспорта. Ознакомиться с документами Вы можете на официальном ресурсе Платон.

Можно ли увильнуть от уплаты?

Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:

  1. Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
  2. Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
  3. Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.

Платон: какие машины «под прицелом»?

Под действие системы Платон попадают машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Минимальный весовой порог выбран не случайно: по мнению дорожных специалистов, именно эти транспортные средства сильнее всего разрушают дорожное покрытие. По оценкам экспертов, в России зарегистрировано более двух миллионов автомобилей, попадающих в эту категорию. В ближайщее время предполагается распространить действие системы на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с.

Как и любое правило, ПЛАТОН также предполагает некоторые исключения. Плата за причиненный вред не взимается со следующих транспортных средств:

  • автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок;
  • техники, оборудованной устройствами подачи спецсигналов (пожарная охрана, аварийно-спасательные службы, спецтехника МЧС и т.п.);
  • военной самоходной техники и транспортных средств, перевозящих вооружение.

Периодически возникают споры по автомобилям с прицепами. Здесь действует следующий принцип: если одна из составных единиц автопоезда имеет грузоподъемность более 12 тонн, платить все-таки придется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *