Что такое Государственный контракт?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Государственный контракт?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.
Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».
В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.
Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.
Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.
Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.
Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.
Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».
При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.
Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.
Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований: бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры; муниципальным образованиям – муниципальные контракты; органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.
Договор и контракт в законодательной базе государственного документа
В Гражданском кодексе нашей страны (документе, который отвечает за порядок и условия проведения всех сделок и заключений) прописано, что «контракт» – это соглашение, где первой стороной обязательно должно выступать государство. Такая же формулировка встречается в Бюджетном кодексе России и при регулировании подобных правовых отношений.
Вот почему так важно правильно различать как юридические термины, так и аналогичные. Известный журналист отметил, что сотрудничество с фрилансерами удобно для издателей, поэтому журналисты, работающие в польских СМИ, проигрывают. Тем не менее, те, кто решил заняться профессией журналиста, Бесплатные стрелки, управляющие бизнесом и, следовательно, выплачивающие свои взносы на социальное страхование и медицинское страхование, можно найти в мире журналиста гораздо реже, чем те, кто работает в средствах массовой информации для трудоустройства или, возможно, задания.
В Главе 30 ГК РФ указано, что эффективный государственный или муниципальный контракт отличается от договора поставки товаров. В первом случае сотрудничество возможно только после проведения честного тендера, в результате которого заказчик должен выбрать наиболее выгодного для себя в плане сотрудничества участника. Во втором случае работа осуществляется на основании заключенной сделки и предполагает, что обе стороны самостоятельно согласовали все нюансы.
Это, очевидно, не только медиа-домен. По данным Центрального статистического управления, произошло значительное увеличение количества заключенных гражданско-правовых договоров, включая трудовые договоры. В чем разница между заданием и заказом? В средствах массовой информации в средствах массовой информации появляются термины «мусорные контракты», которые в повседневных выражениях относятся ко всем «договорным договорам». Однако необходимо уточнить, что речь идет, в основном, о двух типах договоров о гражданском праве: о договоре работы и договоре контракта.
По своему юрстатусу государственный контракт соответствует понятию гражданско-правового договора в соответствии с восьмым пунктом третьей статьи № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. В 165 статье Налогового кодекса нашего государства контрактами именуются внешнеторговые соглашения, которые дают возможность вывозить российскую продукцию и товары за пределы Таможенного союза. В таких сделках используется нулевая ставка по обложению налогами, поэтому для получения вычета и дабы не столкнуться с проблемами, документ желательно именовать именно контрактом. При использовании термина «договор» юридическая сила документа не поменяется, но могут возникнуть трудности на этапе подачи таможенной декларации.
Рабочий контракт характеризуется тем фактом, что получатель контракта обязан выполнять определенную работу, а заказчик — оплачивать за это вознаграждение. Такое соглашение не приводит к обязательству по социальному обеспечению. С другой стороны, договор об обязательстве заключается в том, чтобы предпринять конкретные действия для принципала. Как правило, вы должны оплачивать взносы социального страхования и медицинскую страховку.
Рабочим договором является договор о результатах, поэтому подрядчик, принимающий контракт, обязан выполнить указанную работу. Это означает, что функции этой работы должны быть включены в контракт. Это отличает этот вид гражданско-правового договора от договора купли-продажи, для которого ключ к исполнению выполненного поручения является ключевым, а не его результатом.
Особенности работы с государственным контрактом
В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.
Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Чем различаются договор и контракт?
Довольно часто слова «контракт» и «договор» употребляют в не совсем правильном значении, считая их синонимами. Так ли это на самом деле?
Договор – соглашение, обычно письменное, двух или более лиц о взаимных правах и обязанностях.
Виды договоров в гражданском праве:
- аренды (временное предоставление имущества);
- купли-продажи (передача продавца и принятие покупателем вещи за определенную сумму);
- розничной купли-продажи (та же передача вещи или товара, не связанной с предпринимательской деятельностью);
- кредитования (предоставление денежных средств, возвращение которых сопровождается определенным оговоренным процентом);
- займа (предоставление вещей для пользования при условии возврата на оговоренных условиях);
- дарения (безвозмездная передача вещи).
Контракт – документ, отображающий взаимные обязанности двух сторон. Контракт в обязательном порядке имеет ряд условий, без которых не будет являться действительным:
- письменный вид;
- согласие двух сторон;
- определенные санкции и штрафы (используются в случае невыполнения одной из сторон оговоренных условий).
Контракты бывают нескольких видов:
- биржевой (торговля опционами или фьючерсами);
- валютный (купля-продажа валюты, которая произойдет в будущем);
- лизинговый (аренда недвижимости или другого товара на определенный срок с дальнейшей возможностью выкупа);
- ипотечный (залог недвижимого имущества);
- брачный (соглашение супругов по распределению прав и обязанностей).
Чтобы правильно составить контракт, лучше посмотреть его образец.
Что такое контракт в закупках
В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:
- орган государственной власти;
- госкорпорация;
- бюджетное учреждение;
- казенное учреждение;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие.
- Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
- Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
- Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
- Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
- Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).
Отличия с точки зрения ГК РФ
Гражданский кодекс – это правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. С его помощью регулируются и устанавливаются порядок, а также условия совершаемых сделок. В ГК РФ определение «контракт» используется в том случае, когда одной из сторон соглашения является государство или подчиненные ему организации. Подобная формулировка применима также для выполнения аналогичных обязательств Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 30-й главе ГК РФ четко разграничиваются такие понятия, как:
- Государственный (муниципальный) контракт.
- Договор поставки товара или предоставления коммерческих услуг с целью удовлетворения потребностей бюджетных организаций.
В первом случае проводится тендер, где уполномоченные лица, выступающие от лица державы, производят выбор в пользу одного из участников торгов. Второй пункт предполагает согласование всех условий с наиболее подходящим кандидатом, который впоследствии выполняет все возложенные на него обязательства.
Все нюансы работы по срочному трудовому договору рассмотрены в этой статье. Что собой представляет договор возмездного оказания услуг с физическим лицом – смотрите здесь.
Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.
Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.
С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:
- Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
- Ответственность заказчика по оплате.
- Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
- Условия расторжения сделки.
- Реквизиты сторон.
Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.
- Бюджетные учреждения по результатам тендеров по 44-ФЗ оформляют гражданско-правовые договоры.
- Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
- Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.
В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.
Отличительные особенности договора и контракта
Инфо
Однако из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть, с точки зрения права, имеет значение не наименование документа («договор» или «контракт») и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.
Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд — и к нему будут применяться нормы параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ.
«договор» или «контракт»?
ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков. Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение? Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст.
Главные отличия госконтракта от договора
Для удобства основные отличия контракта и договора мы собрали в таблице.
Госконтракт | Договор | |
По какому закону заключают | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
Форма соглашения | Утверждена приказом о типовой форме или рекомендована вышестоящей инстанцией | Утверждена внутренними документами компании, например, положением о закупке, или разрабатывается индивидуально под каждую закупку |
Порядок заключения | Строго регламентирован 44-ФЗ | Общий порядок изложен в 223-ФЗ. Детали заказчик дорабатывает самостоятельно и прописывает в положении о закупке |
Возможность изменения существенных условий | Только при наличии веских оснований, которые закреплены в ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ | Допустимо на основании соглашения сторон (ст. 450 ГК, ч. 5 ст. 4 223-ФЗ) |
Ответственность за нарушение сроков подписания соглашения | Штраф для заказчика (7.32 КоАП) или внесение в РНП для поставщика (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ) | Заказчиков за нарушение сроков не штрафуют. Недобросовестных поставщиков вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ) |
Правила начисления неустойки | Установлены правительством | Заказчик устанавливает самостоятельно и прописывает в положении о закупке и договоре |
Особенности документа
Разобраться в особенностях контракта поможет ФЗ РФ № 44. Закон регламентирует порядок приобретения товаров и предоставления услуг для государства. Основываясь на законе, контракт применяется в качестве гарантии выполнения заказчиком и подрядчиком своих обязательств в части предоставления товаров (услуг) и последующей расплаты за них.
Выделяются следующие особенности контрактов:
- в качестве заказчика выступают государственные либо муниципальные власти
- заключается на определенное время
- полномочиями на расторжение обладает только заказчик (государство, муниципалитет) либо работодатель, если контракт трудовой
- законна только письменная форма
- в случае расторжения пострадавшей стороне возмещается понесенный урон
В соответствии с нормативами действующего законодательства контракт регламентирует взаимоотношения между государством и хозяйствующим субъектом (гражданином).
Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44
Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.
Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.
Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения
В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.
Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.
Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.