Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Размеры прибрежных защитных полос
Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:
- Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
- Если уклон до 3 градусов – 40 м;
- Если уклон 3 и более – 50 м.
Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:
- Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
- Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
- Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.
Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:
- Для морей – от линии максимального прилива.
- Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
- Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.
Водный кодекс прямо разрешает строительство, реконструкцию и использование хозяйственных объектов в границах водоохранных зон. Но они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану речки и озера от вышеперечисленных бед. К таким сооружениям относятся:
- централизованные системы канализации и ливневые системы водоотведения, а также инфраструктура, по которой в эти системы будет отводиться ваша сточная вода. Если к вашему участку подходит такая система и к ней можно подключиться — это сразу решит множество проблем;
- локальные очистные сооружения для очистки всех видов сточных вод, которые смогут обеспечить выполнение нормативов для чистой воды;
- сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов.
Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:
- проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
- распашка земель вблизи водных объектов;
- грунтовые отвалы;
- выпас/водопой/купание скота и т. д.
В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.
Противоправные действия | Штрафы (тыс. руб.) | Статья КоАП РФ | ||
граждан | долж. лиц | организаций | ||
Нарушение ограничений | 3-5 | 8-12 | 200-400 | ч. 1 ст. 8.42 |
Повреждение знаков | 3-5 | 5-10 | 50-100 | ч. 2 ст. 7.2 |
Отсутствие безопасных стоков | 3-4 | 30-40 | 500-1000 | ст. 8.45 |
Повреждение водоохранных объектов | 1-1,5 | 2-3 | 20-30 | ст. 7.7 |
Нарушение режима использования земель | 3-5 | 40-50 | 200-300 | ч 2 ст. 8.12 |
Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.
Можно ли строить вблизи водоемов
Береговые полосы — это земли общего пользования вдоль береговой линии (границы водного объекта). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (их ширина составляет 5 метров). На береговой полосе можно устроить пляж или место для рыбалки, но строить там нельзя. Также нельзя и выкупить у государства эти участки в собственность.
А вот за пределами береговой полосы можно приобрести, сдать в аренду или построить недвижимость при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на участке, расположенном в водоохраной зоне, можно возвести индивидуальный жилой или садовый дом. Но при этом нужно будет оборудовать его сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. К таким устройствам относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды.
В границах водоохранных зон также запрещается:
- сбрасывать сточные и дренажные воды, использовать сточные воды для удобрения почв;
- размещать кладбища, свалки, заправки;
- сбрасывать из самолета химикаты на насекомых;
- мыть транспортные средства;
- движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
- не допускается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.
Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
- полив огородов и садов сточными водами;
- захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.
Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:
- к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
- у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
- а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.
В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.
Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.
Размеры прибрежных защитных полос
Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:
- Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
- Если уклон до 3 градусов – 40 м;
- Если уклон 3 и более – 50 м.
Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:
- Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
- Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
- Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.
Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:
- Для морей – от линии максимального прилива.
- Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
- Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.
Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы
Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:
- Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
- Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).
Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:
1) определяют ее ширину;
2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;
3) фиксируют границы на картах;
4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);
5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.
Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.
Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.
Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:
- в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
- в местах пересечения водных объектов дорогами;
- в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Водный кодекс статья 65 — Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Водоохранная зона, прибрежная защитная и береговая полоса. Понятия. Размеры.
Водоохранная зона это территория вдоль берега, на которой устанавливается специальный режим. Цель ограничений при строительстве в водоохранной зоне — не допустить загрязнения водных объектов, сохранить среду обитания для животного и растительного мира, в том числе человека.
Внутри водоохранных зон устанавливаются, более узкие, прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения.
Про то как оформить строительство в охранной зоне здесь >>>
Наконец, береговая полоса — это самая узкая полоска земли, сама строгая. Цель береговой полосы обеспечить обеспечить общий доступ к водоему и вдоль него.
Размер водоохранной зоны рек зависит от их длины (от 50 до 200 м). Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища- 50 м.
Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются!
Строительство в водоохранной зоне источников водоснабжения требует учитывать и санитарную зону >>>
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега от 30 до 50 м.
Береговой полосы размером в двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев длиной менее 10 км. составляет пять метров.
Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:
- проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
- распашка земель вблизи водных объектов;
- грунтовые отвалы;
- выпас/водопой/купание скота и т. д.
В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.
Противоправные действия | Штрафы (тыс. руб.) | Статья КоАП РФ | ||
граждан | долж. лиц | организаций | ||
Нарушение ограничений | 3-5 | 8-12 | 200-400 | ч. 1 ст. 8.42 |
Повреждение знаков | 3-5 | 5-10 | 50-100 | ч. 2 ст. 7.2 |
Отсутствие безопасных стоков | 3-4 | 30-40 | 500-1000 | ст. 8.45 |
Повреждение водоохранных объектов | 1-1,5 | 2-3 | 20-30 | ст. 7.7 |
Нарушение режима использования земель | 3-5 | 40-50 | 200-300 | ч 2 ст. 8.12 |
Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.
Что запрещено в прибрежной полосе
В границах этой линии нельзя совершать следующие действия (статья 65 ВК РФ):
- Использование сточных вод для регулирования плодородных почв.
- Проведения мер по борьбе с вредными организмами с помощью авиации.
- Размещение специальных хранилищ с пестицидами и агрохимикатами.
- Сброс сточных и дренажных вод.
- Установление следующих построек:
- скотомогильников;
- кладбищ;
- мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
- складов горюче-смазочных материалов;
- пунктов хранения радиоактивных отходов.
- Движение и стоянка транспортных средств (исключением является специализированная техника, а также использование для передвижения и стоянки особых мест с твердым покрытием).
- Установка заправок и станций технического осмотра (исключением является расположение этих построек на территории портов, судостроительных и ремонтных организаций).
- Применение пестицидов и ядохимикатов.
- Разведка и добыча полезных ископаемых.
Особое внимание уделяется сохранению растительного мира.
В связи с этим физическому лицу запрещается:
- загрязнять водоохранные территории;
- заниматься распашкой земель;
- выпасать скот.
В некоторых местах может быть запрещено кормление животных, обитающих в пределах охраняемой области. Подобные меры позволяют сохранять экосистему.
Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
- полив огородов и садов сточными водами;
- захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.
Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:
- к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
- у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
- а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.
В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.
Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.
Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО: |
Размеры прибрежных защитных полос
Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:
- Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
- Если уклон до 3 градусов – 40 м;
- Если уклон 3 и более – 50 м.
Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:
- Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
- Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
- Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.
Размеры прибрежных защитных полос
Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:
- Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
- Если уклон до 3 градусов – 40 м;
- Если уклон 3 и более – 50 м.
Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:
- Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
- Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
- Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.
Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:
- Для морей – от линии максимального прилива.
- Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
- Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.
Есть лазейка в законе о рыбалке: без указания границ водоохранной зоны штрафовать не имеют права
Я всё, друзья мои, не угомонюсь — ищу правду — не даёт мне покоя рыбацкий закон. Даже про снасти забыл, про рыбалку весеннюю, про жор щучий (скоро расскажу)…
Некоторые части нового закона о рыбалке уже вступили в свои законные права. Скоро нерестовый сезон.
водоохранные зоны — где границы
- Активизируются не только рыболовы-любители и браки, но и государственные чиновники — Рыбнадзор.
- У них сейчас есть все полномочия штрафовать за всё, что «плохо лежит» и не так «двигается».
- Эти возможности были и раньше, но только с этого года стимул «побегать» по берегам водоёмов у рыбинспекторов возрос — штрафы за незаконную рыбалку увеличились в разы.
- Новый закон о рыбалке ещё пока сыроват — много в нём недочётов и расплывчатых фраз, которых толком-то и сразу даже юристы не определят.
- Как и положено, в каждом новоиспеченном законопроекте, пока он «не обтёрся» об краеугольные камни жития, имеются дыры, бреши и лазейки.