Какие активы признаются нематериальными?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие активы признаются нематериальными?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Новые лимиты и уплата УСН через ЕНП
Для плательщиков УСН ввели новые лимиты по доходам. Для применения права использовать УСН запрещается превышать ограничение в 251,4 млн. руб. Когда доход станет больше 188,55 млн. руб., субъекту нужно будет рассчитать налог по более высоким ставкам.
Платить УСН с 2023 года нужно будет через ЕНП и в новые сроки (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК):
Что сделать при УСН |
Срок |
Компаниям подать декларацию |
до 27 марта (срок перенесен с 25 марта, т.к. это выходной) |
Компаниям уплатить налог за прошлый год |
до 28 марта |
ИП подать декларацию |
до 25 апреля |
ИП уплатить налог за прошлый год |
до 28 апреля |
Компаниям и ИП уплатить авансы |
до 28-го числа месяца после отчетного периода. Сроки в 2023 году:
|
Уточнен порядок определения инвентарных объектов
Традиционный подход к определению инвентарных объектов основных средств дополнен признанием самостоятельным инвентарным объектом:
ОБЪЕКТ |
ПОЯСНЕНИЕ |
Каждая часть одного объекта ОС, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом | Ранее – при существенном отличии лишь срока полезного использования |
Существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев | Ранее – относились на расходы периода |
Зачем вносятся изменения в закон
Жизнь не стоит на месте, постоянно что – то меняется, появляется что – то новое, поэтому даже законодательство нужно подстраивать под текущий ритм жизни, вносить изменения и поправки.
Ни для кого не секрет, что учет может быть бюджетным, он ведется в государственных или некоммерческих организациях. У него своя особая специфика и даже план счетов совершенно не похож на коммерческий.
Коммерческий учет применяется в большинстве компаний. Он, в свою очередь, совершенно не похож на бюджетный.
Разница между двумя видами учета велика. И бухгалтерам приходится переучиваться, если, например, работник из бюджета уходит в коммерцию и наоборот. В связи с этим государство решило, что необходимо привести законодательство в бюджетной сфере и коммерции к общему знаменателю, когда законодательством смогут пользоваться бухгалтеры, работающие в коммерческих организациях и бухгалтеры – бюджетники. Кстати, именно поэтому в бюджетных учреждениях начали вводить федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Другие изменения в бюджетной сфере
Есть еще ряд изменений, которые произошли в сфере бюджетного учета.
С 2023 года скорректированы бланки и формы бюджетных отчетов. Организации бюджетной сферы сдают такую отчетность только в электронном виде. Если внутренними актами организации предусмотрено предоставление еще и на бумаге, то отчеты придется распечатать. В налоговую инспекцию отчеты подаются по той же системе, что и раньше.
Одним из важнейших документов бюджетных организаций является государственное задание. С 2023 года оно должно быть утверждено в течение 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств получателю средств.
Изменения коснулись также и плана ФХД. Правда, изменения будут актуальны с 2023 года. План будет составляться по новым правилам и на новом бланке.
Не обошли стороной изменения и бюджетных смет. Здесь два основных изменения. Ранее бюджетные сметы содержали информацию о текущих показателях организации. С 2023 года в составе документа отражаются как текущие (фактические), так и плановые показатели деятельности. Когда смета утверждена, она должна попасть к главному распорядителю бюджетных средств не позднее следующего дня после утверждения.
Как видим изменений в бухгалтерском учете достаточно и все они важные. Нововведения коснулись как коммерческого учета, так и бюджетной сферы. Всем бухгалтерам в той или иной степени придется подстраивать свою работу под новые условия работы. Несомненным положительным моментом является то, что подавать бухгалтерскую отчетность в органы статистики большинство налогоплательщиков больше не обязаны. Однако, подача бухгалтерской отчетности на бумаге больше не предусмотрена. Такая отчетность подается исключительно в электронном виде. Исключение – для малого бизнеса. Они будут сдавать электронный отчет только за 2023 год.
Новые ПБУ в 2021–2023 годах
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |
Внесение изменений в текущие ПБУ | ||
2.1 | ПБУ 16/02 | 2020 |
2.2 | ПБУ 1/2009 | 2021 |
- С 2023 года удерживать НДФЛ придется как при выплате аванса, так и заработной платы по итогам месяца. Ранее действовал такой порядок: датой получения дохода с авансовой выплаты признавалось последнее число месяца, за который был начислен заработок, соответственно НДФЛ удерживался только при итоговом расчете с работником. Теперь датой получения дохода будет считаться фактическая дата поступления денежных средств.
- Установлены следующие сроки уплаты НДФЛ налоговым агентом:
- если налог удержан с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего, он должен быть перечислен не позднее 28-го числа текущего (речь идет об удержании НДФЛ с 23 января по 22 декабря);
- новогодние нюансы:
за период с 23 по 31 декабря — не позже последнего рабочего дня календарного года,
за период с 1 по 22 января — до 28 января.
- Отменяется запрет на перечисление НДФЛ в бюджет за счет средств работодателя. Это изменение напрямую связано с тем, что перечисление денежных средств на единый налоговый счет для уплаты НДФЛ может потребоваться до фактического удержания налога.
- Изменена форма 6-НДФЛ. Эту форму отчетности доработали с учетом изменений по расчетным периодам: в разделе 1 оставили только четыре строки для заполнения сумм налога, которые перечисляются в течении отчетного квартала. При этом срок уплаты НДФЛ указывать не нужно.
- Установлены сроки представления расчета 6-НДФЛ:
- за 1-ый квартал, полугодие, 9 месяцев — не позже 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,
- за год — не позже 25 февраля года, следующего за отчетным.
- НДФЛ по повышенной ставке 15% будет рассчитываться от суммы всех доходов, а не от каждого вида доходов по отдельности. Лимит 5 млн рублей, сверх которого применяется новая ставка, будет определяться по сумме всех видов доходов за год – зарплаты, премии, отпускных и т.п. То есть если раньше каждый вид дохода измерялся лимитом в 5 миллионов рублей, то теперь доходы суммируются. Исключение сделано для доходов от долевого участия.
- Меняется форма декларации по налогу на прибыль. ФНС выпустила приказ № СД-7-3/753@ от 17 августа 2022 года, которым вносятся изменения в декларацию по налогу на прибыль организаций. Изменения коснулись кодов предоставления отчётности, добавились новые страницы в самой декларации. Подавать информацию в ФНС в обновлённом документе нужно с 1 января 2023 года.
- Вводится повышающий коэффициент и инвестиционный вычет для покупателей отечественных ИТ-систем. Если компании в 2023 году будут покупать отечественные ИТ-системы: компьютерное оборудование, программы, то смогут снизить налогооблагаемую базу. К этим расходам разрешено применять повышающий 1,5-кратный коэффициент. Кроме того, для компаний, внедряющих системы искусственного интеллекта и генетические технологии вводится инвестиционный вычет, которым можно компенсировать расходы: 100% за ИС (внедрение систем искусственного интеллект), 42,5% — за внедрения генетических технологий. Приобретаемые и внедряемые системы должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
В чем же отличия от действующих норм?
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Как оценивать запасы при признании?
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Общие вопросы.
- Дискуссии о будущем бухгалтерского учета в России и возможные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете.
- Программа разработки Федеральных стандартов и что из нее может быть применено в 2023 году.
Изменения в ФСБУ, которые надо освоить в 2023 году.
- Новое в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» в части капитальных вложений в основные средства.
- Новое в ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
- Новое в ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Новые ФСБУ, которые можно будет применять досрочно в 2023 году.
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» с учетом изменений в ФСБУ 26/2020 в части капитальных вложений в нематериальные активы.
- Проект ФСБУ «Инвентаризация» и замечания к нему.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2021-2022 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2021-2022 годах, представлены следующим перечнем:
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
Какие нюансы следует учитывать, применяя стандарт по учету ФСБУ 5/2019, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
ПБУ 6/01 утратил силу с 01.01.2022. Вместо него ввели два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, нужно применять с 2022 года. Почитать о нем можно здесь.
С 2022 года так же обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Как прменять новый стандарт, читайте здесь.
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2021 — 2022 году в РФ применяются разное уоличество ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.