Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем уведомление о контролируемых сделках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

  • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

  • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

Формирование уведомления

ООО «ГРАЦИЯ» (плательщик налога на прибыль) в 2022 году совершило сделки с ООО «АГРОКОМ» (применяет ЕСХН) на сумму 1,1 млрд руб. У ООО «ГРАЦИЯ» и ООО «АГРОКОМ» общий учредитель.

Сделки являются контролируемыми на основании пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ — применение одной из сторон ЕСХН.

Отчет о контролируемых сделках в 1С 8.3 сформируйте через раздел Отчеты — Помощник подготовки уведомления .

Последовательно переходите по ссылкам и заполняйте необходимую информацию.

Шаг 1. По ссылке Взаимозависимые лица создайте перечень таких лиц и укажите их данные.

По нашему примеру:

  • Тип взаимозависимости — Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
  • Является плательщиком ЕСХН — флажок установлен.

Предмет сделки для комиссии — заполняют комитенты.

По кнопке Сформировать список сделок будут отобраны сделки:

  • с контрагентами, указанными в списке Взаимозависимые лица ;
  • с контрагентами из списка офшоров (определяются по стране регистрации);
  • с товаром из перечня Минпромторга (определяются по кодам в карточках).

Кому необходимо его предоставить

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2023 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

Новое уведомление о контролируемых сделках

По сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомления представляются по обновленной форме (в новом формате), утв. приказом ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Поправки носят технический характер, в том числе претерпели изменения коды основания отнесения сделки к контролируемой.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддержана обновленная форма и формат уведомления о контролируемых сделках, а также возможность его автоматического заполнения.

Помощник позволяет как напечатать сформированное уведомление, так и выгрузить уведомление в формате, соответствующем приказу ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@.

Для отправки уведомления через сервис 1С-Отчетность следует открыть форму уведомления (раздел Отчеты — Уведомления о контролируемых сделках) и использовать команду Отправка — Отправить в ФНС.

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление, для заполнения которого также используется Помощник.

В заключение отметим, что вступившие в силу изменения законодательства позволили упростить подготовку уведомления за 2019 год в программе за счет уменьшения:

  • объема уведомления;
  • признаков контролируемости;
  • границ контролируемости.

Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках НК РФ

1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.

3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. В случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет ему сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, настоящего Кодекса и (или) другого федерального закона.

О направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, извещения и соответствующих сведений налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней со дня направления извещения.

Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

В Налоговом кодексе перечислены виды взаимозависимых лиц. Однако там есть уточнение: суд может установить взаимозависимость по «иным обстоятельствам», если решит, что отношения между подозреваемыми могут повлиять на условия и результаты сделок.

Налоговая инспекция считает взаимозависимыми предпринимателей и компании, которые владеют более 25% уставного капитала или долей другой фирмы. Или же имеют полномочия по назначению руководителей, подчиняются по должности или являются близкими родственниками.

По законодательству контролируемыми признаются сделки выше определённого денежного порога. Для внутрироссийских компаний порог доходов на сделки с одним лицом — 1 млрд рублей, а с взаимозависимыми лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, — 60 млн рублей.

Сделки на территории РФ

Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

Читайте также:  Как обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган с 2020 года

Кому необходимо его предоставить

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2021 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2021 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2021 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

Необходимые пункты в документах

Прописываются полные сведения о всех лицах, имеющих отношение к контролируемой сделке. Указывается личный ИНН, а также полное название организации или имя ИП. Разрешается добавлять любую другую информацию, которая поможет, по мнению налогоплательщика, быстрее урегулировать ситуацию с оплатой и облегчить работу сотрудников налоговой инспекции.

Чтобы внести любые изменения в налоговую базу НДС, необходимо предъявить все декларации, которые были оплачены за истекший период. При корректировке любых данных требуется обязательное внесение значимой информации в книгу продаж. Основанием для формирования записи служит документ, в котором указана точная сумма корректировки. Представленная информация должна в точности соответствовать сумме взятого налога с продажи товаров.

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируются при превышении суммы доходов по сделкам определенного порога в зависимости от вида сделки. Пункт 9 ст. 105.14 НК РФ определяет, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется «путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ».

В связи с такой формулировкой нормы возникает вопрос: при определении доходов цена сделки должна учитываться с включением в нее суммы НДС или без налога? В соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом из доходов исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, определяя доходный критерий контролируемой сделки (более 1 млрд. руб.) между взаимозависимыми лицами, указывает не только на сумму доходов, но и на «сумму цен сделок».

С одной стороны, ст. 168 НК РФ определяет, что продавец обязан дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить сумму налога на добавленную стоимость. С другой стороны, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 сказано: «Предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате… по договору». Следовательно, налогоплательщику необходимо выявить контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами, в которых сумма дохода с учетом НДС превышает установленные законом пределы. Организации необходимо быть готовой к возможным спорам с ФНС России, которая, руководствуясь приведенной позицией ВАС РФ, может рассчитать сумму цен по таким сделкам с учетом НДС, и такая сумма может превысить контролируемый порог, рассчитанный налогоплательщиком без учета НДС. На наш взгляд, подобная позиция ФНС России не будет соответствовать смыслу п. 9 ст. 105.14 НК РФ, но доказывать свою позицию налогоплательщику, возможно, придется в суде.

Подлежат ли контролю сделки, по которым налогоплательщик учел расходы? На этот вопрос можно ответить утвердительно, поскольку общие положения п. 13 ст. 105.3 НК РФ устанавливают, что правила НК РФ о трансфертном ценообразовании распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых. При этом в п. 1 этой статьи речь также идет не только о доходах, но и о прибыли, которая определяется как разница между доходами и расходами налогоплательщика.

Обязанности плательщиков, совершающих контролируемые сделки

Не секрет, что между взаимозависимыми лицами, как правило, устанавливаются особые условия делового сотрудничества, которые могут отличаться от обычных условий хозяйственной деятельности компаний. К примеру, товары (работы, услуги) могут реализовываться между ними по более низкой цене, не соответствующей рыночному уровню. В таком случае продавец получит доходы в меньшем размере, чем при продаже невзаимозависимому контрагенту, а покупатель понесет расходы в меньшей сумме. В любом случае цели такого построения бизнеса — минимизация уплачиваемых налогов, перераспределение общей прибыли группы взаимозависимых лиц в пользу тех из них, которые имеют возможность уплачивать налоги в меньшем размере.

В свою очередь, казна государства от злоупотребления налогоплательщиками внутрифирменными ценами несет убытки. Поэтому сделки с применением таких цен, естественно, привлекают пристальное внимание контролирующих органов.

Читайте также:  Минздрав подготовил закон о продаже крепкого алкоголя с 21 года

Контролируемыми являются сделки, которые проверяются налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Определение таким сделкам дано в ст. 105.14 НК РФ. Это сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также сделки, приравненные к ним (то есть имеющие тот же правовой статус, что и контролируемые).

В 2012 г. на страницах нашего журнала мы достаточно подробно ознакомили читателей с нормами разд. V.1 НК РФ . Поэтому в рамках настоящей статьи мы не будем останавливаться на положениях Налогового кодекса о контролируемых сделках, а поговорим об обязанностях их участников.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Форма извещения и порядок ее направления

Действующая форма извещения о контролируемых сделках устанавливается налоговым законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами. Представление извещения осуществляется в налоговый орган, по месту нахождения юридического лица, либо по месту жительства гражданина – если в качестве налогоплательщика выступает физическое лицо.

Организации и предприятия, которые могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подают документ в тот налоговый орган, в котором они числятся таковыми. Перед подачей большое внимание следует уделить и таким важным этапам, как подготовка и проверка.

Все данные, представленные в документе, должны полностью совпадать с реальными цифрами и со сведениями, находящимися в соответствующей отчетности, например, в договорах о контролируемых сделках.

Следующим этапом после подачи извещения, форма которого установлена НК РФ, является его проверка. Осуществляемая проверка затрагивает все сведения документа, помогает выявить недостоверные данные. Нередко ее результатом становится штраф за непредставление всех необходимых данных, либо за иные нарушения. Проверка документа длится несколько дней, согласно положениям налогового законодательства РФ.

Установленная заполненная форма извещения может быть передана налогоплательщиком лично, в соответствующий отдел налоговой инспекции. Вторым вариантом передачи выступает направление отчетности путем электронной передачи. Здесь следует уделить особой внимание существующим формам и установленному порядку передачи.

Если налогоплательщик подавал данный документ в электронной форме, но он, по каким-либо причинам не был получен специалистами налоговой инспекции, ответственность за своевременную передачу и представление сведения по-прежнему будет лежать на налогоплательщике. В этом случае штраф за просрочку, скорее всего, все равно будет назначен.

Какая информация предоставляется налоговым органам?

Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.

Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой рыночной цене за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.

Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.

Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.

Правила подготовки отчетов

Чтобы сразу предоставить максимально правильную, систематизированную и подлинную информацию, необходимо заранее провести мониторинг цен во время проведения контролируемой сделки. Желательно подготавливать документацию в то время, когда непосредственно заключаются какие-либо соглашения, происходит назначение цены на продукцию, услуги или происходит оплата конкретной партии товаров.

Если составлять всю необходимую документацию вовремя, налогоплательщики смогут сразу самостоятельно оценивать правильность контролируемой сделки. Кто сдает отчеты, тот высчитывает сумму, которую стороны обязаны будут выплатить в налоговой. Своевременное проведение подсчетов позволит вносить корректировки в документы при возникновении каких-либо изменений, а не искать сведения по прошествии некоторого количества времени. Нельзя забывать прикладывать к списку документов уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает основную документацию, тот несет ответственность за соблюдение этого правила.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *