Группы инвалидов I, II, III:определение, условия, критерии в 2023
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Группы инвалидов I, II, III:определение, условия, критерии в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительство РФ 29 ноября зафиксировало в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» определённые изменения. Например, с текущего года лица с ОВЗ смогут оформлять группу, не подавая документы в МСЭ. То есть потенциальные инвалиды освобождаются от обязанности собирать и отправлять необходимые бумаги. Теперь эти задачи возложены на администрацию медицинских учреждений.
Нововведения по присвоению инвалидности в 2021 году
- Нововведения инициированы Министерством труда, глава которого, Максим Топилин, высказался следующим образом:
- «Мы предлагаем упростить получение инвалидами госуслуг, которые сейчас требуют личного предоставления инвалидом ряда документов в соответствующий орган — прежде всего, справки, подтверждающей инвалидность… В случае принятия законопроекта эти документы в бумажном виде предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов».
- Кроме того, представители власти анонсировали следующие изменения:
- — частичное исключение определения «инвалид», вместе с которым теперь будут применять термин, призванный более точно отобразить политику страны по отношению к лицам с ОВЗ;
- — перевод документов, на основе которых дают инвалидность, в цифровой формат;
- — упрощение документа, который является основным при назначении группы инвалидности — имеется в виду форма №088/у-06;
- — внедрение индивидуального списка медицинских обследований по каждому заболеванию во избежание разночтений при оформлении статуса;
- — расширение перечня болезней, на фоне которых можно получить инвалидность бессрочно.
Нововведения наряду с упрощением процесса оформления инвалидности должны повысить доступность госуслуг. Например, больше не требуется проходить очередное освидетельствование или отдавать документы в бюро МСЭ для получения путёвки в санаторий и средств реабилитации.
Напомним, что в 2018 году уже были приняты некоторые законы, призванные упростить жизнь людей с ОВЗ. В частности, начал действовать список ситуаций, позволяющих при обращении в экспертное бюро установить бессрочную инвалидность. Также гражданам РФ дали возможность не дожидаться пересмотра сроков и группы для внесения изменений в программу реабилитации и абилитации.
- Отметим, что принятие и реализация перечисленных инициатив контролируются Президентом страны, который после встречи с представителями помогающих инвалидам организаций, а также с самими инвалидами, поставил перед правительством задачи:
- — развивать центры реабилитации;
- — улучшать системы контроля в МСЭ;
- — повышать занятость людей с ОВЗ.
- В 2019-2021 годах планируется осуществить перевод документов из бумажного формата в электронный.
— Правда ли, что МСЭ скоро можно будет пройти дистанционно. Что для этого нужно будет сделать?
— Действительно, в новых правилах появляется такое понятие, как дистанционная медико-социальная экспертиза с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Такой вид медико-социальной экспертизы — прорыв в будущее, он будет доступен с июня 2023 года. Многие медицинские организации для консультативной помощи удаленным больницам применяют телекоммуникационную медицину.
На уровне главного бюро и Федерального бюро будет использоваться этот же метод при проведении освидетельствования по обжалованию. Например, специалистами Выксунского бюро вынесено решение, с которым пациент не согласен. Ехать в главное бюро в Нижний Новгород на обжалование этого решения далеко и проблематично.
В этом случае возможен дистанционный формат освидетельствования на базе Выксунского филиала при видеоконтроле специалистов главного бюро. Точно также решения главного бюро могут быть обжалованы в Федеральном бюро МСЭ, находящемся в Москве. Общение и осмотр будут осуществляться по видеосвязи из бюро МСЭ по месту жительства гражданина.
В новых правилах сохраняется трехступенчатая система обжалования решений бюро в вышестоящие инстанции: бюро — главное бюро — Федеральное бюро МСЭ. Например, если гражданин проживает в одном из крупных районных центров (Семенов, Павлово, Выкса, Балахна, Городец) и не согласен с решением местного бюро, он может обжаловать его в главное бюро Нижегородской области. Если же пациент не согласен и с ним, то обращается в Федеральное бюро МСЭ.
Хочу обратить особое внимание на то, что все бюро, которые располагались в поликлиниках Нижнего Новгорода, с 2020 года переместились в одно здание по адресу: Нижний Новгород, проспект Ленина, 2А, станция метро «Ленинская». Кроме бюро МСЭ здесь же расположены экспертные составы главного бюро, руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» и его заместители. Такая централизация службы позволяет в кратчайшие сроки решать все вопросы, возникающие при проведении МСЭ.
Не могу не отметить, что наша служба расположена очень удобно, в географическом центре Нижнего Новгорода, с высокой степенью транспортной доступности, включая метро.
Сейчас человек с инвалидностью может выбирать, как ему проходить обследование — очно или заочно. То есть по своему желанию он может присутствовать на экспертизе лично или же Бюро МСЭ будет ориентироваться только на полученные от медучреждения документы. Осмотр, опрос и обследование проводить в этом случае не будут.
Но очная форма не означает, что человеку с физическими особенностями придётся самостоятельно куда-то ехать. МСЭ может пройти по месту жительства больного, или месту его нахождения (больница, интернат и т. д.).
В любом случае порядок следующий:
- Медорганизация присылает уведомление пройти МСЭ для оформления или подтверждения инвалидности.
- Пациент выбирает форму прохождения комиссии и согласовывает дату.
- Медицинское учреждение отправляет пакет документов в электронном виде в Бюро МСЭ.
- Специалисты Бюро проводят очную или заочную МСЭ.
- Заключение можно получить заказным письмом, лично в Бюро, или в электронной форме на «Госуслугах».
Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.
Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.
Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.
Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.
Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.
Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.
Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.
Излечима ли олигофрения
Лечение и коррекция этого заболевания – дело непростое, для этого понадобится много сил, времени, терпения. К тому же, при разных уровнях умственной отсталости и возрасте пациента требуется своя методика. Однако если тактика выбрана правильно, положительный результат становится заметным уже через пару месяцев.
К сожалению, полное избавление от интеллектуальной инвалидности невозможно. Все дело в том, что повреждены определенные отделы головного мозга. Нервная система, к которой он принадлежит, формируется в период внутриутробного развития плода. После появления ребенка на свет ее клетки почти не делятся и не способны регенерироваться. То есть, поврежденные нейроны не восстановятся и умственная отсталость остается у человека до конца жизни, хотя и не прогрессируя.
Но, как уже упоминалось, дети с легкой степенью заболевания отлично поддаются коррекции, получают навыки самообслуживания, образование и могут вполне нормально работать, выполняя несложные задачи.
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Экспертная комиссия рассматривает все стороны жизни и работы человека, не только здоровье. Например, кем он работает, как устроен его быт, один он живёт или кто-то помогает.
По итогам МСЭ комиссия выдает заключение, присваивать ли инвалидность, и если да, то какую группу. Когда определяют группу, исходят не из классификации болезней, а из степени тяжести. В зависимости от степени тяжести заболевания могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности, первая — самая тяжёлая. Если человеку еще нет 18 лет, ему присваивают категорию «ребенок-инвалид».
Список заболеваний, при которых дают вторую или первую группу инвалидности в России, медики не используют. С одной и той же болезнью могут дать третью, вторую или первую группу — важно, насколько тяжело человек болеет, а не чем.
Зато списки заболеваний появляются, когда комиссия определяет срок инвалидности: существуют перечни заболеваний, при которых она признается пожизненной.
Программа реабилитации. Вместе с группой инвалидности бюро МСЭ разрабатывает ИПРА (сейчас ИПР) — индивидуальную программу реабилитации и реабилитации. В ней эксперты пишут, какая помощь требуется человеку. Например, в ИПРА может быть сказано, что человек с инвалидностью нуждается в льготном протезировании, инвалидном кресле, медицинской кровати и прикроватном туалете. Эти предметы называются ТСР — технические средства реабилитации.
Также в ИПРА отмечены профессиональные ограничения. Например, если человеку с инвалидностью требуются дополнительные перерывы или он способен работать только при посторонней помощи.
В программе реабилитации указаны даже мероприятия по общему и профессиональному образованию: рекомендации по условиям обучения, необходимость в профессиональной ориентации и содействии, если человек будет устраиваться на работу.
Сейчас ИПРА формируется электронно (не уверен, что будет в ДНР в 2023 году!) в информационной базе МСЭ и направляется человеку в личный кабинет на госуслугах либо на бумаге по почте.
При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.
У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов.
Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.
– С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Диагностика умственной отсталости
Тяжесть заболевания определяется по IQ — коэффициенту интеллекта, выраженному в цифрах. Определяют IQ по результатам психологического исследования, используя разные тесты: Векслера, Стэнфорд-Бине, Айзенка, таблицы Равена, российский ШТУР — школьный тест умственного развития. Средний нормальный показатель — 100 с отклонением 15 баллов (единиц) в ту или другую сторону.
По IQ (в единицах) тяжесть определяется так:
- 50-69 — легкая умственная отсталость, возможно обучение в условиях специализированной школы, ребенок может научиться читать, писать и считать, в дальнейшем осваивает простую профессию с повторяющимися действиями;
- 35-49 — умеренная умственная отсталость, доступны некоторые бытовые навыки, требуется посторонний пожизненный уход;
- 20-34 — тяжелая умственная отсталость, нет фразовой речи, возможно произнесение звуков, привлекающих внимание окружающих, полная бытовая беспомощность, нуждаются в непрестанном постороннем уходе;
- меньше 20 — глубокая умственная отсталость, невозможно понимание обращенной речи, нет навыков самообслуживания, самостоятельной деятельности. Пациент либо лежит без движения, либо пребывает в монотонном возбуждении.
Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).
Право на получение бессрочной группы инвалидности возникает в такие периоды:
- не позднее 2-х лет с того периода, как гражданин получил свою группу недееспособности. Необходимо помнить, что данное правило распространяется на любую возрастную категорию (на несовершеннолетних и взрослых). Однако для детей ее следует получить до вступления в совершеннолетний возраст;
- не позднее 4 лет с того периода, как была установлена определенная группа инвалидности. В случае, если медико-социальная комиссия установила, что никаких улучшений в здоровье инвалида после проведения курса реабилитации не было, начинает действовать данное правило. Стоит отметить, что это распространяется и на несовершеннолетних детей с наличием инвалидности;
- не позднее полугода после присвоение определенной группы недееспособности ребенку. Это правило распространяется исключительно на несовершеннолетних детей и только в той ситуации, когда было установлено наличие злокачественной опухоли, хронического либо же острого лейкоза и других серьезных заболеваний, которые затрудняются лечением по причине проявления онкологии.
В том случае, если положительная динамика в излечении того или иного заболевания у больного отсутствует, медико-социальная экспертиза может принять решение о назначении бессрочной недееспособности при первом назначении группы. Только нужно помнить об одном нюансе: необходимо доказать факт неизлечимости данного заболевания.
Группа недееспособности может устанавливаться на неограниченный срок, если у гражданина имеется на лицо выраженное ограничение в жизнедеятельности, которое не может быть вылечено либо же уменьшено в процессе проведения различных курсов реабилитации.
При этом в обязательном порядке необходимо обращать внимание на тот факт, что учитывается не только курс различных медицинских программ реабилитаций, но также и возможное протезирование или переобучение, с целью дальнейшего официального трудоустройства.
Согласно Федеральному закону №178 в зависимости от группы недееспособности инвалиды могут претендовать на такие разновидности льгот:
- приобретение медицинских препаратов со скидкой. Инвалиды из 1 группы получают их и протезы бесплатно;
- при наличии рекомендаций от лечащего врача инвалиду органы социальной защиты населения предоставляют путевку на санаторно-курортное лечение с правом бесплатного проезда в обе стороны;
- пользование общественным трaнcпортом, в том числе и железнодорожным пригородного назначения со скидкой либо же бесплатно;
- скидка на оплату за коммунальные услуги;
- доплату за отказ в получении НСУ (набора социальных услуг). Размер определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от того, от каких услуг поступил отказ;
- оказание социальной помощи на дому. Здесь подразумевается помощь от сотрудников социальной службы для тех граждан, кто по своему заболеванию не в состоянии самостоятельно обслуживать себя.
На самом деле, перечень льгот может быть значительно расширен. Это связано с тем, что действующим законодательством допускается расширение льгот органами местного самоуправления после принятия соответствующих региональных законодательных актов.