Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.
О закупках в электронной форме.
На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].
В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].
Что нужно знать о закупке у единственного поставщика
Перечень оснований проведения такой закупки ограничен, определен в ст.93 Закона № 44-фз.
- Требуется расчет и обоснование цены контракта.
- Такая закупка должна быть включена в план закупок и план-график (при соблюдении ограничения цены контракта и соотношения к годовому объему закупок заказчика).
- Либо закупка проводится в связи с признанием конкурентной закупки несостоявшейся (при соблюдении оснований признания закупки несостоявшейся и определении ).
- В ряде случаев требуется согласование с уполномоченным органом (ФАС России) заключения контракта с единственным поставщиком (например, при несостоявшемся запросе предложений) или уведомление о таком заключении (например, при «аварийных» закупках).
Для госзаказчика такой способ определения поставщика удобен, так как заранее известен поставщик и его продукт. Это упрощенный порядок закупки, который существенно экономит время.
Заказчик не обязан
- размещать извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика;
- обосновывать невозможность и нецелесообразность определения поставщика иным способом (по большей части закупок);
- размещать отчет об исполнении контракта, проводить экспертизу продукции.
Ключевые нарушения при проведении закупки
- закупка не предусмотрена планом закупок и планом-графиком;
- основание закупки не соответствует ст. 93 Закона № 44-фз;
- цена контракта превышает разрешенный размер;
- контракт не согласован с уполномоченным органом либо отсутствует уведомление;
- допущены нарушения при определении конкурентной закупки несостоявшейся.
Учитывая, что заранее в ЕИС не размещается извещение и документация закупки, закупка у единственного поставщика сложно контролируема в части нарушения закона и ограничения конкуренции. Заказчики этим могут злоупотреблять. В результате страдает как рынок товаров (работ, услуг), в котором фактически нарушается принцип конкуренции, так и бюджетная система, поскольку денежные средства расходуются не экономно.
При нарушении порядка проведения закупки у единственного поставщика контракт может быть признан недействительным.
Заказчик и поставщик в таком случае несут финансовые потери. Также, Заказчик будет привлечен к административной ответственности.
Как защитить свои права
Если заказчиком нарушен закон или необоснованно определен способ определения поставщика в виде закупки у единственного участника на основании статьи 93 Закона 44-фз, действия заказчика можно обжаловать в ФАС России, уполномоченный орган, суд. Ситуации, когда заказчик обязан проводить закупки и определять поставщика конкурентным способом, предусмотрены законом.
Незаконно заключенный контракт с единственным поставщиком можно оспорить в суде.
Консалтинговая Группа ЭТАЛОН осуществляет юридическое сопровождение проведения и участия в закупках на всех стадиях. В рамках сопровождения закупки у единственного поставщика юристы КГ ЭТАЛОН оказывают следующие услуги:
- экспертиза основания и порядка закупки у единственного поставщика, анализ рисков;
- правовой анализ контракта на соответствие закону, составление протокола разногласий;
- обжалование действий заказчика в ФАС, суде, уполномоченном органе;
- обжалование документации закупки в ФАС, уполномоченном органе;
- оспаривание контракта с единственным поставщиком в суде.
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:
- заказчик приобретает товар, работы, услуги (ТРУ), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- договор заключается на сумму менее 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает ТРУ, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
В п 25 ст 93 44 ФЗ указано, что если признаете несостоявшимся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурса, повторный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в в рамках ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 и 19 ст. 83, ч. 27 ст. 83.1 44-ФЗ, то госконтракт придется согласовать с ФАС. Исключение — ч. 4 и 5 ст. 15, ч. 1 и 3 ст. 79 44-ФЗ.
Заказчик обращается за согласованием о заключения госконтракта с единственным поставщиком в ФАС не позже чем в течение 10 дней от даты размещения в ЕИС протоколов, в которых содержится информацию о признании тендера несостоявшимся.
Срок согласования — не больше 10 рабочих дней от даты, когда контрольный орган получил обращение. Порядок согласования утвержден приказом Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015.
Контракт с единственным поставщиком подписывается в срок не больше чем 20 дней от даты, когда заказчик получил согласования.
Что относится к общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи?
Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 “О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи”
1 | Общедоступная почтовая связь |
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2. Передача внутренней телеграммы |
|
2 | Общедоступная электросвязь |
3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
4. Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
4.1 Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
4(2). Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи. 6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов). 7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. 8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. |
Единицы измерения и количество «коммунальных услуг»
Единицы измерения должны указываться по условиям контракта |
Количество должно указываться по условиям контракта
|
КВт/ч – электроэнергия Гкал – теплоэнергия Куб.м – водоснабжение (водоотведение) усл.ед – нельзя по коммунальным контрактам Усл.ед – могут быть отдельные виды работ, услуг |
20 000 КВт/ч – электроэнергия 6 000 Гкал – теплоэнергия 12 000 Куб.м – водоснабжение (водоотведение) 1 или 12 усл.ед – нельзя по коммунальным контрактам |
Единицы измерения ( КВт/ч, Гкал, куб.м и т.д) обозначены и закреплены в Международной системе единиц и являются общепринятыми для всех, в том числе и в рамках Закона № 44-ФЗ. 1. Мощность – это количество электрической энергии, потребляемое тем или иным бытовым прибором за определенную единицу времени измеряется в ваттах (Вт) и килоВт (кВт) – 1000 Вт, в промышленных масштабах используют такие единицы измерения, как мегаватт – 1 млн. Вт и гигаватт (гВт) – 1 млрд ватт. Для определения количества потребленной электроэнергии, используются электрические счетчики активной энергии, они служат для ее учета. КВт на час (Квт х ч) — основная единица измерения электрической энергии, используемая в частности странами СНГ. 2. Существует несколько общепринятых единиц измерения тепловой энергии. В основном их используют в промышленных отраслях, таких как энергетика. Внизу описаны самые распространенные из них: – калория — единица измерения, не входящая в общую систему, но часто использующаяся для сравнения с другими параметрами. В основном исчисления производят в килокал, Мегакал, Гигакал; – тонна пара — одна из специфичных и самых редко используемых величин, с помощью которых измеряют количество энергии тепла в особо больших объемах; – джоуль — распространенная единица измерения из СИ, использующаяся для общего обозначения количества энергии в разных ее видах. Основными величинами являются кДж, МДж, ГДж; 3. В системе единиц основная единица измерения объёма — кубический метр (м³, кубометр). Применяются также производные от неё: кубический сантиметр,(кубический дециметр) и т. д. Поэтому электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение не могут измеряться в условных единицах. |
Как получить информацию для анализа рынка?
Закон предусматривает следующие способы для получения информации:
1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:
- в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
- в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
- в котировках на российских и иностранных биржах;
- в котировках на электронных площадках;
- в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
- в государственной статистической отчетности;
- в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
- в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
- иные источники.
Размещение информации в ЕИС
Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» говорит о том, что заказчики обязаны размещать в Единой информационной системе сведения о тех закупках, которые он проводит. Однако следует помнить о том, что такая информация размещается только в некоторых случаях, а именно:
- если начальная максимальная цена контракта превышает сто тысяч рублей (а для заказчиков с оборотом свыше пятисот миллиардов – свыше пятисот тысяч рублей);
- если сведения о предмете закупки не являются секретными и составляющими различные охраняемые государством тайны.
Основополагающие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
- Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
Случаи применения данного способа закупки должны быть четко сформулированы в положении о закупке.
Например, одними из самых популярных случаями применения прямых закупок у Заказчиков являются:
- «Одноименность» продукции. Это случай, когда Заказчик может заключить договоры на поставку одноименной продукции (товаров, работ, услуг), стоимость которой, например, не превышает 500 000, 00 рублей с НДС в квартал. Порядок отнесения продукции к одноименной должен регулироваться локальными документами Заказчика.
- «Несостоявшиеся» процедуры закупки. Случай, когда по результатам проведения конкурентной процедуры закупки не было подано ни одной заявки, и Заказчик имеет право осуществить прямую закупку.
-
«Эксклюзивность» либо незаменимость продукции. Это случай, когда, когда продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг). Например:
— поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
— оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
— заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии;
— возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
— заключение договоров, предусматривающих предоставление заказчику прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ, с лицом, обладающим исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, или иным лицом, уполномоченным обладателем исключительных прав;
— необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика и ограниченный объем такой дополнительной закупки по сравнению с первоначальными закупками;
— заключение договора на участие в выставке, конференции, семинаре, ином мероприятии с лицом, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
— поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг или его единственный дилер осуществляет гарантийное или текущее обслуживание поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг и наличие иного поставщика, подрядчика, исполнителя невозможно по условиям гарантии;
— осуществляется закупка услуг по авторскому надзору за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами;
— осуществляется закупка услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, участию в семинарах, конференциях, тренингах и прочих мероприятиях, направленных на обучение и развитие работников Заказчика;
и др.
- Договоры подряда с физическими лицами, т.е. случаи заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг с физическим лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда.
- Аренда недвижимого имущества. Данный пункт рекомендовано включать в случаи закупок у единственного поставщика, несмотря на то, что даже суды расходятся во мнениях относительно того, является ли аренда – услугой. Однако, согласно позиции Федеральной антимонопольной службы, выраженной в письме от 01.08.2014 № АД/30947/14, если при заключении договора аренды заказчик является арендатором (нанимателем имущества за плату во временное владение), удовлетворение потребности в имуществе, предоставляемом в аренду, является закупкой, и должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона о закупках.
- Договор с оператором электронной площадки.
- Срочные, экстренные, неотложные закупки, т.е. например, когда закупаются товары, работы, услуги для ликвидации последствий непреодолимой силы, аварий, иных чрезвычайных ситуаций и происшествий либо случаях, когда в Заказчик по тем или иным причинам считает, что применение иного способа закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным.
- «Неисполненный договор», т.е. в случае, когда предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
- Осуществляется закупка услуг, связанных с направлением в служебную командировку сотрудников Заказчика.
- Услуги связи, оценки, охраны, банковские, страховые услуги.
- Закупки продукции «определенного стоимостного объема», т.е. если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает N рублей. И т.п.
- Очень часто Заказчики понимают положение ч. 15 ст. 4 Закона о закупках (заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. руб.) как «разрешение законодателя» использовать именно в этом ценовом диапазоне закупку у единственного поставщика, однако это не верно. Закон о закупках и нормативно-правовые акты, принятые в его развитие, никак не ограничивают Заказчика в определении «стоимостного объема» закупки у единственного поставщика и не устанавливают ее максимальный объем.
- Стоить отметить, что в последнее время Федеральная антимонопольная служба пытается признать данное основание для осуществления прямой закупки, нарушающим цели и принципы, отраженные в Законах о закупках: равноправие, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции и т.д. Например, согласно решению комиссии УФАС по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области (дело № 76/7-13), наличие в положении о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного унитарного предприятие «К» основания для проведения «прямой» закупки, в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает 2 000 000 (два миллиона) рублей, нарушает все принципы, предусмотренные ч.1 ст. 3 Закона о закупках. Однако, Арбитражным судом Курганской области указанное решение и предписание комиссии УФАС были признаны недействительными как несоответствующие положениям ст. 18.1, гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», кроме того, с Управления ФАС по Курганской области в пользу Областного государственного унитарного предприятия «К» были взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
На сегодняшний день законодатель никак не ограничивает Заказчика в проведении прямых закупок, кроме того, многие решения ФАС содержат формулировки, в соответствии с которыми основной задачей Закона о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Однако, проводя неконкурентные закупки, Заказчик должен быть готов обосновать свою правомерную позицию по выбору единственного поставщика.
Как показывает административная практика даже закупки у единственного поставщика можно отменить, например, согласно решения Ханты-Мансийского УФАС России (номер дела: № 05-06-023-2014), размещение закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «М» заказчиком — МУП «Г» были нарушены требования ст. 1, 3 Закона о закупках. Проведение указанной закупки, безусловно, подтверждает ограничение потенциальных участников, которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика — МУП «Г» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.
Практическая аналогичная позиция по признанию проведенной закупки, нарушившей принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, находит свое отражение в решении Челябинского УФАС России (номер дела № 13-03-18.1/2014 при проведении закупки «поставка турбинного масла ТП-22С (марка 1) для филиалов ОАО «Ф» в 2014 году» (извещение № 31400921096). Согласно решению УФАС ОАО «Ф» неправомерно определил в качестве способа проводимой закупки — закупку у единственного поставщика, в отсутствии законных оснований, противоречащих ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведение прямой закупки свидетельствует об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке данного товара и заключении договора поставки по максимальной цене, т.к. ОАО «Ф» не представило документов, подтверждающих наличие у выбранного единственного поставщика уникальной компетенции на рынке закупаемой продукции, позволяющей осуществить данную закупку у единственного поставщика, что подтверждает возможность заказчика осуществить любые закупки данным способом со ссылками на данный пункт Положения, что нарушает права и интересы потенциальных участников закупки.
Что же касается того, в каких объемах и с какой периодичностью можно покупать у единственного поставщика, то согласно мнению Федеральной антимонопольной службы России, выраженной в письмах от 30 декабря 2011 г. № АЦ/49682 и от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12, Закон о закупках не ограничивает право на проведение непубликуемых закупок каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров, а также не устанавливает требования к товарам, работам, услугам, стоимость закупки которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, период времени, в течение которого могут осуществляться рассматриваемые закупки, а также количество поставщиков, у которых производятся указанные закупки. Здесь необходимо обратить внимание, что ФАС России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой в обращении сфере деятельности.
Международные обязательства РФ по установлению случаев закупки у единственного поставщика
В ч. 4 ст. 2 Закона о контрактной системе установлен приоритет норм, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а потому уместно обратиться к тексту Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., заключенного между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение) . Характеризуя данное Соглашение, Л.В. Андреева отмечает, что оно содержит в себе императивные правила по наиболее важным и общим вопросам закупок, а установленные им требования в целом соответствуют положениям Закона о контрактной системе .
СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 540. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г.
См.: Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 16, 17.
Среди прочего в ст. 13 Соглашения сторонам предписывается пользоваться единым Перечнем случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), установленным в приложении N 1 к Соглашению.
Стороны могут сократить данный Перечень в одностороннем порядке путем внесения изменений в национальное законодательство о публичных закупках. А вот дополнение перечня закупок у единственного поставщика новыми случаями допускается только при соблюдении определенной процедуры: орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере закупок, либо национальный контролирующий орган в сфере закупок, либо высший орган исполнительной власти заблаговременно, но не позднее 30 календарных дней до принятия соответствующего решения, в письменной форме уведомляют Комиссию Таможенного союза и каждую из сторон.
Библиографический список
- Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009.
- Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013.
- Дон В. «Третья реформа госзаказа»: противоречие договорам РФ // Аукционный вестник. 2013. N 144(06.96).
- Интервью с главным научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженным юристом РФ, профессором Н.И. Клейн // Конкурентное право. 2012. N 1.
- Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012.
- Наумов И. К процедуре госзакупок подключили нового регулятора // Новая газета. 2013. 22 авг.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается заказчиком в ЕИС только в отдельных случаях, предусмотренных пп. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Такое извещение размещается не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта и должно содержать следующую информацию (п. 2 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ):
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования;
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).