Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».

Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.

Как избежать штрафа и доказать свою невиновность?

Если на вас наложен штраф за то, что вы не пропустили пешехода, вы можете его оспорить в соответствующих инстанциях.

Все дело в том, что ситуации, когда на водителя налагается штраф, зачастую бывают спорными. Порой человек, переходящий полосу движения сам оказывается неправ.

Несмотря на то, что поправки в законодательстве намного облегчили разбирательства и поиск виновного, в некоторых случаях свою правоту приходится доказывать и отстаивать.

Как доказать свою невиновность? В первую очередь вы сами должны быть уверены, в том, что не совершали правонарушение.

Если вы его все-таки совершили, обязательно найдутся свидетели или записи с камер наблюдения, и вам не удастся избежать наказания.

Если же вы правы, порядок действий при остановке вашей машины инспектором ГИБДД должен быть следующим:

  • Попросите инспектора представиться, показать удостоверение и озвучить причину остановки.
  • Настаивайте на составлении протокола с привлечением пешехода в качестве свидетеля.
  • Если пешеход выскочил на дорогу внезапно, вы можете сами проинформировать его о том, что по закону он тоже должен заплатить штраф.
  • Пешеход будет вынужден признать, что вы не создавали ему помех в движении, ведь иначе он также понесет наказание.
  • В том случае, когда инспектор отказывается привлекать в свидетели пешехода, а правонарушение не было зафиксировано камерами или иными техническими средствами, составление протокола бессмысленно по причине отсутствия свидетеля, а значит и состава преступления.

Как и любой закон ПДД несовершенен. Нарушить их может любой человек в силу разных обстоятельств. Однако пешеходам нужно помнить, что они не всегда правы. Это заблуждение порой приводит к плачевным ситуациям.

Водители также не должны забывать, что лучше немного притормозить, и ехать дальше по свободной дороге, чем торопиться и не заметить пешехода.

Уважение друг к другу на дороге является залогом безопасного движения!

Что следует понимать под пропуском пешехода

Этот пункт является самым сложным и спорным в понимании темы. В правилах дорожного движения, также, как и в КоАП не дано четкого определения и порядка действий. По этой причине водители должны самостоятельно толковать положения нормы, что не всегда получается правильно. Правила дорожного движения не требует безусловной остановки или начала торможения, поскольку в каждой ситуации на дороге разные условия. Совершать действия, направленные на предоставление преимущества следует, как только человек наступил на зону пешеходного перехода (если данный участок не регулируется светофором).

Читайте также:  Форма МХ-1. Акт приема-передачи ТМЦ на ответственное хранение

ВНИМАНИЕ !!! Если пересечение проезжей части происходит на запрещающий сигнал светофора, равно как и вне зебры водителю не стоит безусловно пропускать пешеходы. Данный аспект не урегулирован правилами дорожного движения, но большая часть инспекторов и преподавателей в автошколах считают, что пропускать необходимо только установленных местах. Поскольку резкое торможение в непредназначенном для этого месте (где другие водители не могут ожидать этого) может повлечь иное происшествие. Естественно, не допускается совершение наезда на пешехода, поэтому расставлять приоритеты необходимо самому водителю в каждой конкретной обстановке.

В последних редакциях эти требования стали действовать и на зону трамвайных путей. Кроме того, понятие «пропустить» было заменено на «уступить». Это связано в первую очередь с конкуренцией понятий, поскольку термин «пропустить» никак не закреплен в правилах, в то время как «уступить» содержится и к нему дано четкое пояснение. Уступать – это не совершать любые действия, способные причинить неудобства другому участнику движения (в случае наличия у него преимущества). Неудобства выражаются в изменении изначальной скорости или направления движения.

Уступить дорогу теперь обязан и велосипедист. В границах пешеходной зоны не допускается передвижения на велосипеде. Для пересечения дороги придется спешиться и идти рядом. С введением этого правила, водители получают снижение ответственности за сбитого велосипедиста в зоне зебры, в случае если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.

Когда требуется уступить дорогу

Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:

  • Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
  • На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
  • Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
  • Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
  • Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
  • Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.

Обратите внимание, что с 1 января 2016 года можно уплатить половину суммы штрафа, если успеете сделать это не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Можно ли обжаловать постановление, если вы считаете себя невиновным? Стоит еще раз вспомнить термин «уступить дорогу». Это понятие не предусматривает определенную очередность движения. Главное, это не вынуждать пешехода изменять траекторию и скорость.

Как же доказать свою невиновность, если уже предписан штраф за то, что не пропустил пешехода?Если вы действительно никому не создавали помех и у инспекторов ГИБДД нет таких доказательств нарушения, таких как фото- и видеофиксация с камеры или регистратора, то постановление можно обжаловать.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Виды пешеходных переходов?

Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:

  • Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
  • Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
  • Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.

ДТП на пешеходном переходе

Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.

Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.

Действия водителей при приближении к пешеходному переходу

  1. Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
  2. Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
  3. Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
  4. Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
  • Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
  • Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
  • Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.

Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.

Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:

  • движение автомобиля по главной дороге;
  • отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;
  • зеленый свет светофора, горящий водителю.

ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.

Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.

Различия в теории и на практике

К сожалению, теория и практика по применению законов, касающихся пропуска пешеходов, немного расходится. Выше было приведено определение, которое содержится в ПДД, и оно указывает на то, что водитель должен стоять на месте до тех пор, пока его движение может помешать пешеходу. На практике можно получить штраф даже в тех ситуациях, когда водитель пересекает траекторию движения пешехода, совершенно ему не препятствуя.

Например, водитель поворачивает направо на крайнюю правую полосу, а пешеход только начинает переходить многополосную дорогу с обратной стороны, двигаясь довольно медленно. Очевидно, что водитель может повернуть, чтобы не создавать за собой пробку, и при этом никак не помешать пешеходу. Однако сотрудник Госавтоинспекции вполне может оштрафовать, ссылаясь на то, что пешеход уже вышел на проезжую часть. А обжаловать подобный штраф зачастую не выходит, даже если у водителя есть видеозапись с регистратора.

Читайте также:  4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Существуют и более абсурдные ситуации, когда штраф накладывают на водителя, если он начал движение, когда пешеход уже прошел мимо его автомобиля, но не сошел с проезжей части. В таких случаях суды, в том числе Верховный суд России, также считают штраф законным.

Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе

По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.

Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.

Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.

  • «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
  • «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.

Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.

Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:

  1. В любом случае снизьте скорость перед переходом.
  2. Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
  3. На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
  4. На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.

Очевидно, что доказать правоту, да и верно рассчитать дистанции по п. 4, проблематично, поэтому лучше обращать внимания на п. 1 и 2.

Изменения в ПДД с 1 января 2021 по пешеходному переходу

Основным нормативным документом, который определяет правила поведения на дороге, является как раз п.14.3. Именно данный раздел ПДД определяет как именно необходимо будет осуществлять пересечение пешеходного перехода.

В старой редакции правил использовался термин для водителей «пропустить пешехода». Сегодня же применяется иной – «уступить дорогу».

Многим кажется что изменение является незначительным, но на самом деле они кардинальны:

  1. В первом случае водитель должен остановиться тогда, когда пешеход ступил на дорожную разметку.
  2. Во втором случае – водитель должен остановиться уже тогда, когда пешеход находится на некотором отдалении от разметки. Но при этом планирует её пересечь.

Санкции за нарушение ПДД

Итак, сколько и какая сумма штрафа назначается водителю, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе и не уступил ему дорогу? Управляющий автотранспортным средством, который дисциплинированно и вежливо ведет себя на проезжей части, обычно пропускает пешехода, начавшего движение и ступивший на «зебру». В случае инцидента, он признает свою вину и в последствии уступает дорогу пешеходам, если они имеют преимущество и передвигаются по специальному обозначенному месту для перехода. Это место на проезжей части, где постоянно происходит взаимодействие между людьми, управляющими автомобилями и пешеходами.

Считается, что пешеход всегда прав, но это далеко не всегда является истиной. Правила никто не отменял, и для пешеходов в том числе. Но большая ответственности, все же, лежит на водителе. Надо сказать, что подобные отношения на российских дорогах, к сожалению, оставляют желать лучшего.

В январе 2017 года Правительственной комиссией РФ был принят Законопроект, предусматривающий изменения статьи 12.18 КоАП РФ. Данный Законопроект предусматривает штрафы за действия водителей:

  • обгон на зебре;
  • непропуск пешехода;
  • проезд велосипедистов по зебре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *