Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Передача имущества в аренду на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом если арендуется недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (далее — государственное имущество), то арендатор признается налоговым агентом по НДС.

Правовые основы договора аренды

Прежде чем подписывать договор аренды, необходимо вспомнить, что основы арендных отношений, обязанности сторон договора аренды установлены гл. 34 ГК РФ.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование либо только во временное пользование. Арендодателем является собственник имущества или лицо, уполномоченное собственником или законом сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Арендатором — лицо, которое получает во временное владение и пользование (временное пользование) имущество и вносит за это арендную плату. Арендодателями и арендаторами могут быть юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право сдавать в аренду имущество, находящееся в их хозяйственном ведении, но в силу ст. 295 ГК РФ только с согласия собственника. То же можно сказать и о казенных предприятиях (ст. 296 ГК РФ).

В договоре аренды недвижимого имущества должен быть четко определен объект аренды: его наименование, характеристика, место нахождения. При отсутствии этих данных в договоре аренды объект передачи считается несогласованным, а договор незаключенным. Договор аренды должен содержать указание на наличие у арендодателя права собственности на сдаваемое в аренду имущество. В противном случае, по мнению финансовых органов, арендатор не сможет подтвердить свои расходы по арендной плате (Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/288). Аналогичная ситуация и с договором, заключенным с лицом, не имеющим свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект аренды.

Договор аренды на срок более одного года составляется в письменной форме (ст. 609 ГК РФ). Если одной из сторон договора является юридическое лицо, то независимо от срока его действия договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Порядок регистрации договоров аренды недвижимого имущества установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). В случае ее отсутствия договор является незаключенным (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Изменение размера арендной платы за прошлый период

На практике возникают ситуации, когда размер арендной платы изменяется в текущем периоде, но относится к установленному размеру аренды за прошлый период. При изменении размера аренды в сторону повышения у организации в бухгалтерском учете образуется внереализационный расход на дату внесения изменений в заключенный договор аренды: Дебет 91-2 Кредит 76.

В целях исчисления налога на прибыль увеличенный размер арендной платы включается организацией на дату подписания соглашения в состав внереализационных расходов как убытки прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем (налоговом) периоде (п. 2 ст. 265 НК РФ). При перечислении дополнительной платы за аренду налоговый агент удерживает, перечисляет в бюджет и принимает НДС к вычету. Внесение изменений в налоговые декларации не требуется, так как фактическая доплата за аренду произведена в текущем году.

В случае если размер аренды изменен в меньшую сторону, в бухгалтерском учете арендатора возникает внереализационный доход, отражаемый на счетах бухгалтерского учета записью: Дебет 76 Кредит 91-1. На ту же дату излишнюю сумму вычета по НДС нужно отразить методом сторно: Дебет 68 Кредит 19 — восстановлена сумма НДС, излишне принятая к вычету в прошлом году.

При этом у организации образуются переплата налога, уплаченного налоговым агентом, и недоимка (как у плательщика НДС). Произвести зачет в этой ситуации не представляется возможным (Письмо УМНС по г. Москве от 27.08.2002 N 20-08/46737). Это подтверждают и решения судов (см., например, Постановление ФАС СЗО от 01.06.2004 N А56-48129/03). По мнению судей, исполнение обязанностей налогоплательщика нельзя приравнивать к исполнению обязанностей налогового агента, и порядок возмещения НДС не предусматривает возможности зачесть обычный налог с агентским, который уплачивается за другие фирмы. Однако налогоплательщики вправе представить в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Организация должна сдать уточненные налоговые декларации за все предыдущие налоговые периоды, в которых был произведен перерасчет арендной платы. На имеющуюся переплату арендной платы в текущем периоде счета-фактуры не оформляются, так как они были выставлены ранее по факту перечисления налога в бюджет. На основании этих ранее выставленных счетов-фактур можно принять НДС к вычету в текущем году.

Вопрос – ответ по теме НДС при аренде

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?

Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.

Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?

Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.

Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?

Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.

Расчет налога на добавленную стоимость

Теперь определимся с расчетом сумм НДС. Как мы отмечали ранее, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

В то же время важен порядок, предусмотренный в договоре. Если там указано, что цена аренды включает в себя НДС, то именно сумма арендной платы будет являться налоговой базой. В таком случае сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ; письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).

Если в договоре цена аренды определена без учета НДС или об НДС не упоминается, то налог придется начислить сверх цены договора по ставке 18% и уплатить его за счет собственных средств (письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/008658). Причем сумма уплаченного НДС не может быть принята в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Нюансы уплаты НДС при аренде госимущества

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Читайте также:  Нюансы и порядок временной регистрации по месту пребывания

Согласно НК РФ единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации — расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС.

Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, поскольку при определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом.

При этом арендодатели дополнительно не рассчитывают сумму налога, ограничиваясь пометкой в договоре о том, что сумма арендной платы указана без НДС.

Арендатору следует иметь в виду, что обязанности НДС-агента ему придется исполнять в любом случае, ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, сумму налога при этом придется прибавить к сумме, указанной в договоре, исходя из ставки 18% и перечислить в бюджет из собственных средств.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 НК РФ установлено, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые органы при применении указанной нормы считают, что налоговый агент должен уплачивать НДС независимо от фактической выплаты арендной платы. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в …

29.08.2007

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 НК РФ установлено, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые органы при применении указанной нормы считают, что налоговый агент должен уплачивать НДС независимо от фактической выплаты арендной платы. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западаного округа от 28 июня 2004 года № А05-13524/03-12

«Как видно из материалов дела, в 2001 — 2002 годах Общество являлось арендатором муниципального имущества (нежилых помещений) по договорам аренды от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Северодвинска.

В мае — июне 2003 года налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, за период с 01.07.2000 по 31.12.2002, результаты которой отражены в акте от 11.06.2003 N 32-05/57 ДСП.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе неполная уплата налога на добавленную стоимость в январе — декабре 2001 года и январе — декабре 2002 года. Причиной неполной уплаты налога, по мнению налогового органа, явилось неисполнение Обществом, как налоговым агентом, обязанности по ежемесячному исчислению и уплате в бюджет налога с сумм арендной платы, подлежащей ежемесячному перечислению арендодателю по условиям договоров аренды муниципального имущества (нежилых помещений) от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02. Общество исчисляло и уплачивало в бюджет суммы налога на добавленную стоимость только с сумм фактически перечисляемой арендодателю арендной платы в периодах ее фактической выплаты.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 03.07.2003 N 32/2578, в том числе о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в виде взыскания 7180,46 руб. штрафа.

Поскольку направленное Обществу требование о добровольной уплате штрафа не исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.

Суд во взыскании 7180,46 руб. штрафа отказал, признав неправомерным привлечение Общества как налогового агента по статье 122 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.

Статья 9 НК РФ определяет круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым отнесены в том числе налогоплательщики и налоговые агенты.

Согласно пункту 1 статьи 9 и статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Понятие налогового агента приведено в статье 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 НК РФ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Кодексом.

В статьях 21, 23 и 24 НК РФ перечислены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Так, согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги, а в пункте 4 названной статьи предусмотрена обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).

Ответственность налоговых агентов установлена в статье 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации конкретизирует общие принципы и правила, закрепленные частью первой Кодекса, применительно к конкретным видам налогов.

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установлено, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Арендаторы по договорам аренды перечисленного имущества признаются налоговыми агентами.

Указанные лица обязаны исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.

Физическое лицо должно уплачивать НДС, если оно занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная позиция поддерживается ФНС России и судебными органами (например, Информация Федеральной налоговой службы от 4 октября 2021 года, Определение СК по административным делам ВС РФ от 20.07.2018 года № 16-КГ18-17, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).
Физическому лицу-арендодателю можно получить статус индивидуального предпринимателя и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом следует отметить, что при наличии факта получения физическим лицом дохода от предпринимательской деятельности (арендные платежи) в период, когда оно не имело статус ИП, риск доначисления ему НДС, пени, штрафов за соответствующий период сохраняется (например, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).

Читайте также:  Какие льготы и выплаты положены предпенсионерам

НДС при аренде госимущества

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества?
Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

НДС при аренде земли платить не нужно

Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДСподп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджетп. 3 ст. 129, п. 1 ст. 614 ГК РФ; ч. 1 ст. 9 Конституции РФ; подп. 1 п. 1 ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ; п. 3 ст. 41, статьи 42, 62 БК РФ.

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и судыПисьма Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436, от 01.02.2011 № 03-07-11/21; Постановление 15 ААС от 05.02.2013 № А53-7083/2010.

Применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 для учёта аренды с 2022 года должны все компании, которые предоставляют или получают имущество во временное пользование.

Не применяется стандарт при аренде следующего имущества (п.3):

  • объектов интеллектуальной собственности, материальных носителей, знаков обслуживания и товарных знаков.
  • недр земли для геологоразведки и добычи полезных ископаемых;
  • объектов концессионного соглашения.

Что указывать в бухгалтерской отчётности касательно аренды

Арендатору и арендодателю необходимо в бухотчётности раскрывать различную информацию о влиянии аренды на финансовое положение компании. Данные об активах и обязательствах предоставляются развернуто без взаимоисключения (п. 43, п. 44).

Раскрытию подлежат с учётом существенности (п. 45):

  • Правила расчёта переменных арендных платежей.
  • Основание и порядок расчёта процентной ставки.
  • Порядок начисления процентов на задолженность по аренде.
  • Затраты на улучшение предмета аренды и порядок их компенсации.
  • Ограничения использования предмета аренды (в том числе связанные с финансовыми показателями).
  • Другие сведения договоров аренды, которые влияют на финансовое положение компании.

Дополнительно арендатор должен раскрывать (п. 46):

  • Сведения о применении права на упрощённый учет обязательств по аренде в соответствии с пунктом 11
  • Сведения в отношении ППА — по аналогии с собственными активами.
  • Дополнительные затраты арендатора, которые связаны с предметом аренды.
  • Информацию о пересмотре обязательств по аренде и фактической стоимости.
  • Информацию о расходах и будущих арендных платежах арендатора — если арендатор может воспользоваться возможностями, которые предусмотрены в пункте 11.

Также предусмотрены и для арендодателя данные, которые ему необходимо раскрыть (п. 47):

  • Сведения о чистой и валовой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Сведения о значительных изменениях чистой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Общий размер дохода по операционной аренде с выделением переменных платежей.
  • Потенциальные денежные потоки, связанные с планируемым выкупом предмета аренды по окончании срока аренды.
  • Доходы и расходы, связанные с выбытием предмета аренды.
  • Организация управления рисками, связанными с правами на предмет аренды.

При аренде муниципального имущества у казенных учреждений арендатор НДС не платит

Необходимо ли банку исполнять функции налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования?

На этот вопрос дал ответ Минфин ответ в письме от 11 июля 2017 г. №03-07-11/43774. Разъясняется, что в соответствии со статьей 161 НК РФ при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества действует особый порядок применения НДС. В данном случае налоговую базу по НДС определяют арендаторы такого имущества, которые являются налоговыми агентами.

При этом согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС. Следовательно, при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом НДС, арендаторы такого имущества налог в качестве налогового агента не уплачивают.

Также разъясняется, что в отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, Налоговые кодекс не устанавливает особый порядок исчисления НДС. Такие предприятия являются самостоятельными плательщиками НДС.

С бухгалтерской отчетности за 2022 год операции по договорам финансовой аренды(лизинга) у лизингополучателя должны отражаться в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ФСБУ 25/2018, поскольку единовременно выполняются следующие условия (п. 5 ФСБУ 25/2018):

  • лизингодатель предоставляет лизингополучателю предмет лизинга на определенный срок;
  • предмет лизинга определен в договоре, этим договором не предусмотрено право лизингодателя по своему усмотрению заменить предмет лизинга в любой момент в течение срока лизинга;
  • лизингополучатель имеет право на получение экономических выгод от использования предмета лизинга;
  • лизингополучатель имеет право определять, как и для какой цели используется предмет лизинга в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета лизинга.
Читайте также:  Квалификационный экзамен и переаттестация охранников

Классификация объектов учета по договору лизинга производится на более раннюю из двух дат: дату, на которую предмет лизинга становится доступным для использования лизингополучателем (дата предоставления предмета лизинга) или дату заключения договора лизинга.

На дату предоставления лизингодателем предмета лизинга в учете лизингополучателя в качестве объекта учета признается право пользования активом (ППА) с одновременным признанием обязательства по аренде (ОА) (п. 10 ФСБУ 25/2018).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)

Функционал по отражению операций лизинга у лизингополучателя с признанием права пользования активом (ППА) и обязательства по аренде (ОА) в программе поддерживается только для организаций имеющих право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, когда обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма номинальных величин будущих лизинговых платежей на дату этой оценки (без дисконтирования). Используются следующие документы:

  • «Поступление в лизинг»;
  • «Поступление (акт, накладная, УПД)» с видом операции «Услуги лизинга»;
  • «Выкуп предметов лизинга».

Пример

ООО «Символ» (лизингополучатель) заключило с ООО «Старт» (лизингодатель) договор лизинга (финансовой аренды) (№ 01/22 от 01.01.2022). Предметом лизинга является автомобиль Skoda Octavia, приобретенный ООО «Старт» за 2 400 000,00 руб. (в том числе НДС 400 000 руб.). Автомобиль будет использоваться ООО «Символ» для управленческих нужд.

Основные условия договора:

  • срок договора — 24 месяца (с 20.01.2022 по 19.01.2024);
  • по окончании договора арендатор выкупает автомобиль у арендодателя;
  • выкупная стоимость — 120 000 руб. (в т.ч. НДС20% — 20 000,00 руб.), выплачивается в последний день действия договора;
  • общая стоимость договора — 3 000 000 руб. (в т.ч. НДС 20% — 500 000 руб.);
  • лизинговые платежи перечисляются согласно графику;
  • счета-фактуры выставляются лизингодателем ежемесячно, в последнее число каждого расчетного месяца;
  • предмет лизинга передается лизингополучателю 20.01.2022;
  • автомобиль зарегистрирован на лизингодателя, плательщиком транспортного налога является лизингодатель.

ООО «Символ» относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Срок полезного использования лизингового автомобиля для целей бухгалтерского учета – 60 месяцев.

В соответствии с учетной политикой ООО «Символ» для целей бухгалтерского и налогового учета:

  • амортизация основных средств начисляется линейным способом с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, коэффициент ускоренной амортизации не применяется;
  • амортизация ППА начисляется линейным способом с месяца, следующего за месяцем получения предмета лизинга;
  • первоначально обязательство по аренде оценивается как сумма номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки (без дисконтирования);
  • НДС по авансам к вычету не принимается;
  • используется общая система налогообложения (ОСН), применяется метод начисления и ПБУ 18/02 (балансовый метод).

График платежей

Дата платежа

Сумма лизингового платежа, руб.

Выкупная стоимость, руб.

Иого, руб.

с НДС

НДС

без НДС

с НДС

НДС

без НДС

с НДС

НДС

без НДС

25.01.2022

46 451,61

7 741,94

38 709,68

0,00

0,00

0,00

46 451,61

7 741,94

38 709,68

25.02.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.03.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.04.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.05.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.06.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.07.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.08.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.09.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.10.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.11.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.12.2022

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.01.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.02.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.03.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.04.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.05.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.06.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.07.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.08.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.09.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.10.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.11.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

25.12.2023

120 000,00

20 000,00

100 000,00

0,00

0,00

0,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

18.01.2024

73 548,39

12 258,06

61 290,32

120 000,00

20 000,00

100 000,00

193 548,39

32 258,06

161 290,32

ИТОГО

2 880 000,00

480 000,00

2 400 000,00

120 000,00

20 000,00

100 000,00

3 000 000,00

500 000,00

2 500 000,00

Документ «Поступление в лизинг» (рис. 2 — 3):

  • Раздел: ОС и НМАПоступление в лизинг. Кнопка Создать.
    • Заполните основную часть документа:
    • В поле Документ № укажите данные акта приема-передачи объекта лизинга.
    • В соответствующих полях укажите контрагента, договор, проверьте счета учета в поле Счет расчетов (по умолчанию должен быть счет 76.07.1).
    • В поле Дата окончания укажите дату окончания договора лизинга.
    • Переключатель Принятие к учету установите в положение Позднее (если будут дополнительные затраты, связанные с получением предмета лизинга) или Этим документом (в иных случаях).
    • В полях Расходы по амортизации и Арендные платежи в НУ выберите из справочника Способы отражения расходов способ или создайте новый, указав счет затрат и аналитику, на которые будут относиться расходы по амортизации ППА в бухгалтерском учете и расходы по лизинговым платежам в налоговом учете.

Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:

  • в колонке Предмет аренды выберите (добавьте новый) соответствующий объект из справочника Основные средства;
  • в колонке Сумма укажите сумму договора лизинга (общую сумму лизинговых платежей, включая выкупную стоимость);
  • в колонке Срок использования укажите в месяцах СПИ предмета лизинга в соответствии с намерениями по его использованию, в том числе после окончания срока договора лизинга;
  • проверьте, что в колонках Счет учета, Счет амортизации и Счет НДС выбраны необходимые счета бухгалтерского учета (по умолчанию используются 01.03, 02.03 и 76.07.9 соответственно).

Применение переходных положений в отношении действующих договоров аренды

Для договоров аренды, которые были заключены ранее 1 января 2018 г., срок окончания которых еще не наступил, выполните комплекс мер по формированию входящих остатков по объектам учета операционной аренды:

1 шаг. Проведите инвентаризацию объектов имущества, полученных (переданных) в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 г. со сроком действия как в 2017 г., так и в год(ы), следующий(ие) за ним.

2 шаг. Определите оставшиеся сроки полезного использования помещений по действующим договорам.

3 шаг. Определите суммы арендных платежей в оставшиеся сроки полезного использования объектов, начиная с 2018 г. и до завершения сроков использования объектов учета аренды.

Дополнительно осуществите сверку прогнозных показателей по доходам, предусмотренным в Плане финансово-хозяйственной деятельности с объемом ожидаемых доходов от арендных платежей и по необходимости их уточните.

Важно: После определения оставшихся сроков использования и сумм планируемых арендных платежей отразить операции в учете с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Отражение операций осуществляйте в межотчетный период. Формирование входящих остатков оформите бухгалтерской справкой (ф.0504833).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *