Отчетность государственных организаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность государственных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 1 Инструкции N 33н государственные (муниципальные) автономные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета (п. 1 ст. 78.1 БК РФ), составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность по формам согласно Приложению к Инструкции N 33н.
Срок сдачи отчётности ЕФС-1 в 2023 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Сведения о периодах работы (стажа) | За 2023 год | 25.01.2024 |
Сведения о взносах на травматизм | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о дополнительных взносах на накопительную пенсию | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 |
Пояснительная записка
В соответствии с п. 74 Инструкции N 33н ежеквартально в составе отчетности представляются сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).
Информация в Приложении (ф. 0503779) формируется по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении. В разделах Приложения формируются данные:
- в разд. 1 «Счета в кредитных организациях» — по банковским счетам, открытым в кредитных организациях;
- в разд. 2 «Счета в финансовом органе» — по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
- в разд. 3 «Средства в кассе учреждения» — в кассе учреждения.
Данные об остатках денежных средств на банковских счетах учреждения в иностранной валюте отражаются в рублевом эквиваленте по курсу, установленному Банком России на отчетную дату.
АНО также как и другие компании, имеет право применять УСН в двух вариантах: 6% или 15% .
Преимущества применения УСН для АНО следующие:
- сокращение количества сдаваемых отчетов за год с 41 до 34;
- отчеты можно сдать без применения ЭЦП.
Важно! Есть две особенности применения УСН для АНО:
- АНО разрешено применение УСН даже, если доля участия другого лица выше 25% (пп.12 п.3 ст. 346.12 НК РФ);
- применение УСН возможно, даже если стоимость ОС (неамортизируемых) составляет более 150 млн. руб. (п.1.ст.256 НК РФ).
Пример № 1. АНО «ВВВ» за налоговый период получило прибыль в сумме 550 т.р. Сумма расходов составила 435 т.р.
Особенности налоговой отчетности АНО на УСН
АНО на УСН сдают ту же отчетность, которая обязательна для всех прочих организаций.
Декларация УСН в таком случае сдается один раз в год в упрощенном виде (п.1 ст.346.12 НК РФ):
- титульник (лист 01);
- непосредственный расчет налога (лист 02);
- отчет о целевом применении средств, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений (лист 07);
- приложение № 1 к декларации.
Обязанность сдавать декларации не исключается даже в том, случае, если значения в ней равны «0». В такой ситуации сдается нулевая декларация (п.1. ст.34619 НК РФ).
Кроме того, АНО на УСН обязано формировать Книгу учета доходов и расходов в общей порядке (КУДиР) (ст.346.24 НК РФ).
Если АНО находится на УСН, то она не платит налог на прибыль, налог на имущество и НДС. А значит, и сдавать декларации по этим налогам нет надобности. Исключения следующие:
- для АНО, у которых присутствует имущество, подлежащее налогообложению по кадастровой стоимости (п.2 ст.346.11 НК РФ). Налог надо платить по общим правилам и сдавать декларацию;
- если АНО является налоговым агентом при аренде госимущества (п.3ст.161 НК РФ). Налог надо платить по общим правилам и сдавать декларацию.
Плановая инвентаризация
Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.
Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.
Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.
Этапы инвентаризации:
- создается инвентаризационная комиссия
- получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
- у материально ответственных лиц берутся расписки
- готовятся инвентаризационные описи (акты)
- проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
- результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
- результаты инвентаризации отражаются в учёте
Кто обязан сдавать отчеты за 2022 г?
Предприятиям, работающим на обычном режиме налогообложения, установлен обязательный порядок сдачи всех видов отчетности. Их принимает ИФНС, несколько – Росстат и фонд социального страхования с ФОТ (фонд оплаты труда).
Организации и ИП, перешедшие на УСН, зарегистрированные как работодатели, отчитываются по страховым взносам с суммы заработной платы, начисленной сотрудникам. Сведения по таким выплатам передаются инспектору ФНС (фонд социального страхования) и ИФНС, данные по стажу – принимает ПФ (пенсионный фонд).
Для организаций и предпринимателей, работающих на УСН, даже если они не ведут никакой хозяйственной деятельности, предусмотрена сдача налоговой декларации. Это распространяется и на тех, у кого налоговые каникулы. Заполнение бухгалтерского баланса для таких налогоплательщиков не является обязательным, они не сдают его, поскольку им разрешается не вести бухгалтерский учет.
Особенности составления
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
- Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
- Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухотчетности.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Отчет о финансовых результатах деятельности составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503721, казенными учреждениями – по форме 0503121.
При заполнении данных форм за 2020 год не нужно детализировать по подстатьям КОСГУ итоговые показатели увеличения (уменьшения) материальных запасов. Согласно новым требованиям:
-
в отчете (ф. 0503721) указываются лишь обобщенные данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ;
-
в отчете (ф. 0503121) также отражаются общие данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ и дополнительно раскрываются показатели только в отношении подстатей 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений», 447 «Уменьшение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Скорректирован порядок формирования справки по консолидируемым расчетам по форме 0503125, заполняемой участниками бюджетного процесса, в том числе получателями бюджетных средств.
В целях заполнения такой справки нужно будет учитывать также данные по счетам 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 303 05 831 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет». Сведения по указанным счетам необходимы для консолидации расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.
Изменились название и порядок заполнения таблицы 1, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160). Ее новое название – «Сведения о направлениях деятельности», старое – «Сведения об основных направлениях деятельности».
Счета учета в государственных организациях
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
Номер разряда счета |
|||||
1–17 |
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ |
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Изменения в формы и состав бухгалтерской отчетности в 2021 году не вносились.
Напомним, что бухгалтерская отчетность состоит (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — далее Закон 402-ФЗ, п. 1 — 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к бухгалтерскому балансу, в том числе:
- отчета об изменениях капитала,
- отчета о движении денежных средств,
- пояснений, оформленных в табличной и текстовой форме.
Для некоторых компаний, например, субъектов малого предпринимательства (МСП), некоммерческих организаций Законом 402-ФЗ предусмотрен сокращенный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. МСП могут включать в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для остальных организаций. Решение о применении перечисленных послаблений следует раскрыть в учетной политике и пояснениях к отчетности.
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета с учетом требований, определенных федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, абз. 2 п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Важно отметить, что статьи бухгалтерской отчетности должны обязательно подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Одно из самых существенных изменений, которые надо учесть при составлении бухгалтерской отчетности за 2021 год — это начало обязательного применения ФСБУ 5/2019 «Запасы», а также возможность досрочного применения по «желанию» организации еще трех новых стандартов по основным средствам, капитальным вложениям и аренде.
Письмо Минфина России № 02-06-07/97427, Казначейства России № 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
Куда и как часто сдавать | В налоговую, ежеквартально, если были операции с товарами, подлежащими прослеживаемости |
Срок сдачи | До 25 июля — за второй квартал |
До 25 июля — за второй квартал | |
До 25 октября — за третий квартал | |
До 25 октября — за третий квартал |
Установлены периодичность и сроки представления бюджетной отчетности в 2022 году
Семинар для бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений «Бухгалтерский (бюджетный) и налоговый учет в казенных, автономных, бюджетных учреждениях. Отчетность за 1 квартал 2022 года». В стоимость семинара включен обед. Возможно обучение в режиме онлайн (подключение к очной аудитории) или получить видеозапись семинара. Слушатели получают комплект нормативных документов. В программе возможны изменения и дополнения в связи с принятием новых нормативных актов.
- 1
Возможно обучение в режиме онлайн (подключение к очной аудитории) или получить видеозапись семинара. Слушатели получают комплект нормативных документов. В программе возможны изменения и дополнения в связи с принятием новых нормативных актов.
Казенные учреждения должны сдавать промежуточную месячную и квартальную отчетность и отчеты по итогам года. Отчетным периодом для организаций, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, устанавливается время с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.
Сроки предоставления утверждены Приказом Казначейства № 28н от 07.09.2021. Из него следует, что сроки сдачи годового отчета казенного учреждения за 2021 год — до 03.02.2022. Сроки предоставления консолидированной месячной отчетности в 2022 году — не позднее 11 рабочего дня месяца, следующего за отчетным (для главных администраторов).
Сведения в приказе касаются только главных распорядителей и администраторов средств федерального бюджета, которые определяют конкретные сроки направления отчетов для подведомственных казенных учреждений. Но запомните общее правило: отчитываться по итогам года необходимо не позже чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть квартальная и месячная. Ее сдают в течение года.
Календарь: сдаем отчеты для ФСС
Напомним, как определить формат предоставления сведений. Необходимо проанализировать показатель среднесписочной численности сотрудников компании. Если показатель менее 25 человек, то регистры в ФСС подают и на бумажных носителях. Если показатель равен или более 25 человек, то отчитываться придется исключительно в электронном формате. Причем электронные отчеты придется подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Вот сроки сдачи отчетов для бюджетных организаций в 2020 году:
Наименование |
Календарь |
||
На бумаге |
Электронно |
||
Расчет 4-ФСС в части взносов на профессиональные заболевания |
За 2019 год |
До 20.01.2020 |
До 27.01.2020 |
За I квартал 2020 года |
До 20.04.2020 |
До 27.04.2020 |
|
За I полугодие 2020 года |
До 20.07.2020 |
До 27.07.2020 |
|
За 9 месяцев 2020 года |
До 20.10.2020 |
До 26.10.2020 |
|
За 2020 год | До 20.01.2021 | До 25.01.2021 | |
Подтверждение вида экономической деятельности |
За 2019 год |
До 15.04.2020 |
Счета учета в государственных организациях
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
Номер разряда счета |
|||||
1–17 |
18 |
19–21 |
22 |
23 |
24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ |
С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.
Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.
Коды строк отчетности
Они шифруют всю информацию по организации. Проставляются непосредственно в самих таблицах отчетов. В приложении №4 к Приказу №66-н каждый код привязан к отдельной форме отчета.
При общей системе бухгалтерской отчетности компании заполняют 6 форм, и соответственно, применяют 6 видов кодификации:
- бухгалтерский баланс. Код строк имеет вид 1ХХХ;
- отчет о финансовых результатах: 2ХХХ;
- отчет об изменениях капитала: 3ХХХ;
- отчет о движении денежных средств: 4ХХХ;
- приложение к бухгалтерскому балансу 5ХХХ;
- отчет о целевом использовании средств 6ХХХ.
Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений
Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах — это вторая форма бухотчетности юридических лиц за 2021 год. Она также утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Действующий формуляр используется начиная с предоставления отчетности за 2020 год, при этом состав строк был значительно изменен. Ранее эта форма называлась отчет о прибылях и убытках, начиная с отчетности за 2012 год название было изменено.
Отчет о финансовых результатах отражает ключевые финансовые результаты деятельности компании за определенный период: доходы, расходы, прибыль или убытки и некоторые другие показатели.
И отчет о финансовых результатах, и бухгалтерский баланс составляют все фирмы, ведущие бухгалтерский учет. Но если бухгалтерский баланс показывает имущество, которым владеет компания, и источники финансирования, то отчет о финансовых результатах ракрывает эффективность деятельности юридического лица.
Упрощенная бухгалтерская отчетность
Формы бухгалтерской отчетности могут быть упрощенными или полными. Упрощенную бухотчетность разрешено сдавать компаниям, ведущим бухгалтерский учет в упрощенном виде на основании ч. 4 ст. 6 закона о бухучете. К таким юридическим лицам относятся субъекты малого предпринимательства.
Формы бухотчетности в упрощенном варианте утверждены все тем же Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н и находятся в приложении № 5 к нему. Это упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также отчета о целевом использовании средств.
Сроки для предоставления упрощенной отчетности такие же, что и для полных форм — до 31 марта следующего за отчетным года.